Период эклектики

Мебель эклектики

Мебель эклектики
Оценить статью

345Бидермейер второй четверти XIX в. достаточно быстро сменяется поисками ретроспективных стилей, которые зародились намного раньше в недрах классицизма и ампира, а проявились в период романтизма, начав вереницу исторических реминисценций. Первым опытом в области создания мебели становится неоготика, затем следуют этапы второго рококо и неоренессанса, древнегерманский стиль, необарокко, третье рококо, неоклассицизм. И если до 1880 г. они следуют один за другим, то в последующие годы соседствуют друг с другом не только в разных помещениях одного дома, как становится модным, но и в одном интерьере как воплощение «стилевого плюрализма». Не следует забывать, что эклектика была связана с господствующей идеологией и мировоззрением историзма, искренней верой в могущество нового промышленного века, технического прогресса и общей демократизацией общества.

Она бурно прорывалась через все эстетические каноны, стремясь продемонстрировать свое невиданное разнообразие и изобилие. Итак, сам термин «эклектика» (от греч. eklego — «выбирать, собирать») представляет те понятия, которые стали его содержанием.

Однако, как говорит известный современный философ и историк эстетики Виктор Бычков, эклектика — это «беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Новое хаотически перемешивается со старым, включая в этот коктейль и многие элементы уже давно канувших в лету феноменов».

Мы можем добавить, что в состав коктейля включается и бесчисленное множество уже ушедших художественных форм, и самые разнообразные национальные, региональные, экзотические, драматургические и даже фантазийные формы. Но основным представляется не столько возврат к старым и обращение к новым формам, сколько их свободное совмещение, соединение, перемешивание с самыми разными формами, с которыми они никогда прежде не сосуществовали. Это поразительный процесс, причудливая смесь, мозаика.

В какой-то степени происходит разрыв формы и содержания. В интерьерах эклектики совершенно утрачено ясное стилистическое единство, целостность и гармония, соразмерность и чувство меры, которые сменил стилистический «меланж». Для мебели эклектики характерны три основных подхода: точное копирование (с незначительной модернизацией) подлинных исторических образцов на основе обмеров и аналогов, стилизация на основе формального изучения стиля (вещам, современным по функции, технологии изготовления, материалу, сообщались декоративные формы и орнаментация прошедших исторических стилей) и свободное комбинирование разностильных мотивов в одном предмете.

Эти подходы можно условно обозначить соответственно как «цитату», «реплику» и «коллаж». Если первый из Них, с учетом хорошего уровня столярного мастерства, порой давал относительно неплохой результат, то последних два подхода были чреваты появлением предметов, которые сложно назвать «художественными».

Характерными чертами этих вещей стали диспропорции крупных форм, перегруженность вычурным декором, немасштабность и нефункциональность, смешение стилей, утрированная парадность и претенциозность.