Период эклектики

Новые мебельные формы

Новые мебельные формы
Оценить статью

678В период эклектики появляется множество новых узкофункциональных предметов — такого количества и разнообразия мебельных форм прежде никогда не было. Используются как ранее применявшиеся, так и новые формы, такие как козетки, вычурные диванчики, круглые центральные диваны со скульптурой или излюбленной пальмой в центре, бесчисленные полочки, шкафчики, этажерки, столики для разных нужд, подставки, ширмы, решетки, корзины, цветочницы и т. п. Их дополняют комфортабельные низкие кресла, двухместный мягкий диванчик, разделенный посередине спинкой (сидящие оказываются спиной друг к другу), кресло «Ротшильд» с мягким валиком под головой, диван «Визави» Б-образной формы (предназначенный для интимной беседы, а иногда снабженный третьим сиденьем сбоку — «для любопытного»). Предметы, особенно мягкая мебель, обретают самые замысловатые и вычурные формы. Все это разнообразие дополняется комбинированной мебелью, которая получает в тот период большое распространение.

Получаются самые невероятные сочетания: диван совмещается с полками и тумбами, шкаф — со встроенным диваном, тумбы — с полками и т. д. Хрестоматийный диван с валиками, высокой спинкой и полочкой над головой, предназначенной для небольших скульптур и вазочек (их место на десятилетия заняли ностальгические слоники «на счастье»), возникает как раз в это время. Одной из основных проблем эклектики было повторение, имитация роскошных дорогих предметов рукотворной мебели, но уже из дешевых материалов и на основе их механической обработки. Машины позволяли достигать высокого технического качества, безошибочной подгонки деталей, безукоризненной отделки, но происходило отчуждение мастера от его труда и мастерства от искусства.

Все достижения были поставлены на службу рынку и «вкусу клерков», как говорили англичане. Другим характерным свойством эклектики всегда было стремление выдавать одно за другое, т. е. противоречие одному из главных постулатов современного дизайна о необходимости чистоты формы и функции, ясности конструкции и материала предмета, четкости, честности и неразрывной взаимосвязи основных составляющих дизайна — формы, функции, материала и технологии. В эклектике все — с точностью до наоборот.

Здесь царствуют не только замена, но и подмена одного материала другим. Как правило, более дешевый и доступный материал берет на себя роль эрзаца, камуфляжа, играя роль более дорогого и редкого. В технологии происходит то лее самое: замена дорогой ручной работы машинной и механизированной.

Везде и всюду присутствует имитация под старые стили, дорогие редкие материалы заменяются дешевыми и доступными, а штучность рукотворного мастерства — массовым производством. Это повлекло за собой упадок ручного столярного мастерства и, как следствие, — художественного вкуса. Дешевые распространенные породы дерева окрашивали под дорогие и редкие: так, дуб часто тонировали под мореный дуб, березу и липу — под темный старинный орех, самые недорогие породы покрывали черным лаком «под черное дерево».

Черепаховый панцирь в наборе заменили мастикой, бронзовые литые накладки — медными или жестяными штампованными деталями. Пышную резьбу и бронзовые детали, особенно головки и торсы, отливали из гипса или папье-маше, золочение порой имитировали золотой бумагой, на дерево «наводили» патину старины, с той лее целью использовали шероховатое пузырчатое витражное стекло в дверцах шкафов и буфетов.

Большое художественное значение получает обивка мягкой мебели, часто стеганая с пуговицами. Появляется полностью кутаная (обитая мягкими материалами) мебель.

Самым распространенным обивочным материалом становится тяжелый бархат темных насыщенных цветов (бордового, зеленого, темной охры) с обилием бахромы, кистей, бомбошек, тесьмы и вышивки. Комнаты в каждом доме были обставлены в разных стилях, оклеены разноцветными обоями в крупный рисунок, переполнены драпировками со сложными рисунками, коврами со всего света, осветительной арматурой на цоколях, стенах и потолках, изобилием фарфора, хрусталя, серебра в горках и сервантах, расставленных вдоль стен.

Если учесть еще и применение ваз с цветами (порой искусственными), пальм, картин в тяжелых золоченных рамах, к которым вскоре присоединились бесчисленные мелкие дагерротипы, то предстанет полная картина типичного интерьера буржуазного дома второй половины XIX в. Он создавал эффектное театрализованное впечатление, которое связывали с представлением о благополучии и представительности буржуазного быта. Главным было тяготение к демонстрации своей значимости и богатства.