Период эклектики

«Оранжерейный» характер интерьеров

«Оранжерейный» характер интерьеров
Оценить статью

eklektika«Оранжерейный» характер интерьеров различных типов зданий из металла и стекла производен от самих оранжерей, строительство которых было широко распространено с XVIII в. Оранжереи трактовались как дворцы для экзотических растений с декоративными барельефами, круглой скульптурой, фонтанами, росписями потолков (например, как в королевской оранжерее во дворце Цвингер в Дрездене, 1709-1728 гг.). Стеклянные стены связывали внутреннее пространство оранжерей с окружающим садом, благоустройство которого было как бы продолжением архитектурной темы интерьера (например, Четсвортский дворец в Дербишире, 1698 г.). С начала XIX в. остекление, заменявшее в предыдущем столетии только части стен, используется для создания прозрачных двускатных кровель и куполов, которые обеспечивают максимальное естественное освещение интерьеров. Такие оранжереи могли трактоваться как «античные храмы» (оранжерея в парке Барнсли в Вест-Йоркшире, 1806 г., Дж. Нэш), включать в себя мотивы мусульманской архитектуры (оранжерея Вильгельма в Штугтгарте, 1842-1854 гг.), готики (оранжерея в замке Глубока в Чехии, 1845-1847 гг., Ф. Бир) или быть стилистически безадресными, предвосхищая хай-тек XX в. (оранжерея Белтон-хаус в Линкольншире, 1815 г., Д. Витвил). Крупные оранжереи XIX в. представляли собой сложные объемно-пространственные композиции, рассчитанные на прогулки в их интерьерах и, соответственно, восприятие внутреннего и внешнего (сквозь ажурный каркас и стекло) пространства в движении (например, Большая оранжерея в Сайон-парке в Лондоне, 1820-1827 гг., Ч. Фаулер). Размеры отдельных оранжерей позволяли проезжать по их интерьерам в коляске, запряженной лошадьми, среди экзотических растений и водоемов (например, такова оранжерея Королевского ботанического сада в Кью, 1848 г., архитектор Д. Бёртон и металлург Р. Тернер; или пальмовый дом венского дворца Шёнбрунн, построенный в 1881-1882 гг. по проекту Ф. К. Зегеншмида).

Композиционный принцип оранжереи стал основой больших выставочных павильонов середины и второй половины XIX в. Принц Альберт в 1850 г, предложил устроить Первую всемирную выставку в Лондоне. За год до ее открытия был объявлен конкурс на строительство главного павильона. Комиссия остановилась на предложении садовода, инженера и предпринимателя Джозефа Пэкстона (1803-1865 гг.) накрыть всю экспозицию огромным оранжерейным стеклянным колпаком площадью 100 тыс. кв. м. Проект предусматривал создание большепролетной структуры, собранной из стандартных элементов заводского изготовления.

Они состояли из 3220 пустотелых чугунных колонн и 2140 решетчатых ферм, соединявшихся при помощи болтов. Хрустальный дворец представлял собой базилику, длина главного нефа которой составляла 564 м, а более высокого трансепта — 125 м. Боковые пространства, предназначенные для экспозиции, были двухэтажными. Под 33-метровыми полуциркульными стеклянными сводами поперечного нефа раскинулись три столетних вяза Гайд-парка, не пострадавших при строительстве, росли декоративные кустарники и цветы, били фонтаны, стояли скульптуры на постаментах.

Все ограждающие поверхности дворца (стены и крыша) были стеклянными (300 тыс. листов стекла). Остекленные кровли (стеклянные листы в деревянных рамах, установленные под наклоном друг к другу и образующие складчатую поверхность с шагом 2,4 м) были покрыты льняной материей для рассеивания света, защиты от перегрева и возможного града.

Публика в своем большинстве восторженно приняла дворец, ставший символом технического прогресса. После окончания выставки, в 1854 г. здание в несколько измененном виде (все конструкции были выполнены из металла) было перенесено в пригород Лондона, где простояло до пожара 1936 г. В нем устраивали выставки, спортивные соревнования и театральные действия (интерьеры вмещали оперный театр, варьете и концертный зал на 4 тыс. мест). В 1873 г. перед входом в павильон был установлен памятник Пэкстону.

Второй знаменитый, но не реализованный проект Пэкстона «Викторианский путь» — это периферический бульвар вокруг Лондона, оснащенный пешеходными пространствами, железной дорогой и перекрытый по всей длине стеклянными сводами. Конструкции из металла и стекла очень рано начали использовать в архитектуре крытых рынков.

Особое значение для последующего строительства имело создание в 1855 г. парижского Центрального рынка по проекту В. Бальтара. Первый кирпичный павильон, построенный в 1843 г., вызвал такую бурю протестов общественности, назвавшей его «каменной крепостью для людей и овощей», что парижский префект Ж. Осман приказал его разрушить.

Новый проект был диаметрально противоположен первом. Композиция рынка представляла 12 павильонов, соединенных крытыми улицами с естественным освещением (благодаря базиликальному разрезу и ленточным стеклянным фонарям кровли). Каждый павильон также имел базиликальный разрез и увенчивался в центре большим стеклянным фонарем, что обеспечивало хорошее естественное освещение и воздушность интерьеров.

Все архитектурные конструкции были выполнены из металла. Их строгая логичная пространственная графика дополнялась завитками металлических орнаментальных вставок — данью декоративным традициям времени и вкусам публики. В 1969 г. оптовый рынок перевели в парижские пригороды, а павильоны Бальтара начали успешно использовать как выставочный центр — для проведения ярмарок, спектаклей и т. д. В 1971 г. строения Центрального рынка были разрушены, что вызвало международный скандал.

Под давлением общественности один из павильонов восстановили в пригороде Парижа.