Период эклектики

Период эклектики в архитектуре

Период эклектики в архитектуре
Оценить статью

123Так, немецкий архитектор Готтфрид Земпер (1803-1879 гг.) в своей книге «Стиль в технических искусствах и практическая эстетика» (1860-1863 гг.) выступал против разделения искусств на высокие (изящные) и низшие (прикладные). Он утверждал, что форма и декор вещей должны быть основаны на функции, материале и технологии производства, а не на произвольной творческой воле автора. Профессия строителя в это время почти повсеместно делится на несколько специальностей — инженера, архитектора и художника, рисовавшего детали интерьера.

Бурное развитие промышленности, выдающиеся технические изобретения, использование новых материалов и конструкций почти не отразились на характере официальной архитектуры, старавшейся спрятать технические новшества под опробованными формами прошлых эпох. Новаторские композиционные идеи воплощались в интерьерах зданий новых типов — выставочных павильонов, вокзалов, библиотек, универмагов, торговых галерей, рынков, административных зданий. Рационалистические идеи и конструктивно-техническое новаторство стали стержнем развития архитектуры XIX в. Началось массовое использование чугуна в строительстве, что было связано с возможностью придания ему в отливках практически любой формы.

Еще один широко распространенный материал, который стали использовать в строительстве вместо привычных «материальных» стен и потолков, — это стекло. Чугунные конструкции в сочетании с прокатом и стеклом создавали огромные, пронизанные светом и воздухом внутренние пространства, ломающие привычные представления о художественной выразительности интерьеров.

Пафос технического прогресса находил образное воплощение в дематериализованности архитектурных конструкций и «оранжерейности» внутренних пространств. Примечательно, что влияние «оранжерейной» архитектуры на последующее развитие зодчества характеризовалось своеобразным эффектом замедленного действия.

Архитектурный авангард второй четверти XX в. как бы забыл об этом наследии; его второе рождение началось в последние десятилетия века, когда стеклянные атриумы и моллы стали основой не только отдельных зданий, но и крупных градостроительных разработок. Надо отметить, однако, что урбанистическим аспектом характеризовался ряд атриумных интерьеров еще в XIX и даже в XVIII вв. С конца XVIII в. в центральных кварталах Парижа устраивали пешеходные торговые галереи, соединяющие через внутренние дворы параллельные улицы.

Такие галереи имели хорошее естественное освещение за счет их перекрытия стеклянными листами по металлическому каркасу (Каирский пассаж в Париже, 1799 г.; галереи Веро-Дода, 1822 г.; Орлеанская галерея, 1829 г.; множество небольших галерей и пассажей последующих лет). Подобные галереи создавали и в других европейских городах. В 1865-1867 гг. в Милане был построен самый крупный пешеходный пассаж-галерея Виктора Эммануила (архитектор Дж. Менгони).

По сути, она представляла собой две пересекающиеся широкие пешеходные улицы, обстроенные четырехэтажными домами; они были перекрыты полуциркульными стеклянными сводами, а средокрестие — огромным стеклянным куполом. Острота эмоционального воздействия галереи на пешехода, ее композиционная интрига заключались в размытости понятий: интерьер, улица, город.