Период эклектики

Устройство рекреационных пространств

Устройство рекреационных пространств
Оценить статью

1CNAfУстройство центральных рекреационных пространств с хорошим естественным освещением, вокруг которых располагались торговые зоны, стало основой интерьеров и крупных универсальных магазинов, строительство которых началось во второй половине XIX в. Один из первых и больших универмагов Европы — Бон Марше в Париже (1876 г., архитектор Л. Ш. Буало, инженер Г. Эйфель). Его торговые залы, расположенные на четырех этажах, группировались вокруг центрального атриумного пространства, которое полностью перекрывал огромный стеклянный фонарь. Все несущие конструкции в интерьерах — колонны, балки, структура фонаря, изгибающиеся полукругом торжественные лестницы (не сохранились) — были выполнены из металла.

Их рациональность уживалась с характерным для того времени пышным эклектичным декором (лепные кронштейны, вычурные базы и капители колонн, архитектурные детали из кованого металла). Организация интерьеров магазина Бон Марше была настолько логичной, а их архитектурно-художественный образ настолько выразительным в своей динамике, что впоследствии они стали основой других крупных парижских универсальных магазинов.

В конце XIX в. атриумный принцип композиционной организации интерьеров вслед за универсальными магазинами начинают использовать в административных зданиях. В 1889-1893 гг. в Лос-Анджелесе был построен Бродбери-биддинг — офис Л. Бродбери, в котором все конторские помещения группировались вокруг атриумного пространства с естественным освещением, обеспечиваемым целиком стеклянной кровлей. Динамика пространства этого атриума усиливалась людьми, движущимися по лестницам и галереям разных этажей, и лифтовыми кабинами.

Обнаженные лифтовые механизмы (тросы, вращающиеся колеса и т. д.), несущие металлические конструкции, лестницы и ограждения воспринимались как элементы единой структуры интерьера, заполняющие и формирующие его пространство, образ которого был ошеломляюще новаторским для того времени. Кроме атриумной схемы организации пространства интерьеров общественных зданий в конце XIX в. начинают использовать моллы — крытые пешеходные улицы с естественным освещением, вдоль которых на нескольких этажах обычно располагаются магазины и офисы. В качестве типичного примера таких моллов можно упомянуть Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве (1889-1893 гг., А. Померанцев) — три параллельных крытых пешеходных двухуровневых пассажа, связывающих своими торцами две параллельные городские улицы.

Для архитектуры зданий новых типов, появившихся в середине XIX в. (вокзалов, публичных библиотек, выставочных залов), зачастую характерно несоответствие стилистической традиционности их фасадов (они выполнены в духе неоренессанса, необарокко или неоклассики) новаторским интерьерам. В этих интерьерах при помощи новых конструкций и материалов создаются выразительные пространственные решения, отвечающие новым функциям.

Новаторские большепролетные металлические конструкции и естественное верхнее освещение через стеклянные кровли широко использовались при формировании пространств дебаркадеров вокзалов, строительство которых началось с середины XIX в. Так, в 1847-1852 гг. был построен Восточный вокзал в Париже (Ф. А. Дюкесне), в 1852-1854 гг. — Пэддингтонский вокзал в Лондоне (И. К. Брюнель и М. Д. Виатт), в 1862-1865 гг. — Северный вокзал в Париже (Ж. И. Хитторф), в 1874-1877 гг. – Западный вокзал в Будапеште (О. Де Серр и Г. Бернар в сотрудничестве с парижской фирмой Г. Эйфеля), в 1885-1888 гг. — парижский вокзал Сен-Лазар (Ж. Лишу), в 1898-1900 гг. — парижский вокзал д’ Орсе (В. Лалу). Среди этапных произведений авангардной архитектуры XIX в. особое место занимают постройки французского архитектора Анри Лабруста (1801-1875 гг.) — библиотека Св. Женевьевы (1843-1850 гг.) и Национальная библиотека (1867 г.) в Париже. Собственно авангардными в этих постройках являются именно интерьеры, так как их внешний вид достаточно традиционен.