Период эклектики

Железобетон в интерьере

Железобетон в интерьере
Оценить статью

eglise_Saint-JeanОгромное значение в развитии интерьеров новейшего времени имело открытие нового материала — железобетона, применение и совершенствование железобетонных конструкций. Металл хорошо работает на растяжение, а бетон — на сжатие, и оба имеют при соединении одинаковый коэффициент расширения. Железобетонные конструкции обеспечили необычайную конструктивную прочность при различных статических усилиях, сочетающуюся с высокой огнестойкостью.

В конце XIX в. железобетон получил распространение в строительной практике, но его художественные возможности еще не были осознаны, и архитекторы обычно скрывали его под облицовками из традиционных материалов. Принято считать, что первый патент на железобетон получил французский садовник Монье, который в 1867 г. стал армировать железными сетками бетонные конструкции, чтобы сделать их более прочными. В 1886 г. поступила патентная заявка американского инженера Джексона на железобетон, в котором арматура предварительно подвергалась напряжению, чтобы избежать растягивающих усилий.

В 1890-е гг. французские инженеры Генебик и Куанье сделали ряд новаторских предложений по дальнейшему совершенствованию железобетонных конструкций. Первым зданием, в котором железобетон заявил о себе как об архитектурном материале, имеющем собственную художественную специфику, стала парижская церковь Сен-Жан де Монмартр (1894-1904 гг., А. де Бодо). Показательно, что новый конструктивный материал композиционно проявил себя в полной мере именно в интерьерах церкви.

Архитектор успешно адаптировал к железобетону готическую композиционную и конструктивную систему. Несущие конструкции в интерьере — это железобетонный каркас из опор, переходящих в нервюры трех куполов центрального нефа, а также арки и балки, несущие эмпоры.

Арочная железобетонная каркасная конструкция позволила создать более усложненную геометрию сводов, чем при использовании каменной готической конструкции, вписать в их распалубки цветные витражи, а в двух средокрестиях — башенки-фонари, дающие дополнительное освещение. Железобетонные арки являются ведущими в композиции интерьера. Арки-нервюры центрального нефа, продольные и поперечные арки двух уровней боковых нефов, переплетающиеся арочки балюстрады эмпор создают однородный по материалу пространственный рисунок, который дополняется графикой арочных переплетов витражей, вносящих яркие цветовые акценты в сдержанную колористическую гамму интерьера.