Византия

Базиликальные традиции

Базиликальные традиции
Оценить статью

Hagia_Eirene_Constantinople_July_2007_001Однако в ряде построек базиликальные традиции не столько удерживались, сколько наполнялись новым содержанием, связанным с использованием купола, несущего огромное идейно-образное начало в культовом сценарии христианской церкви. Достаточно вспомнить, что базиликальный план и базиликальный разрез имеет константинопольская София — крупнейший и не превзойденный во всех отношениях купольный храм Византии. Именно в этот период сформировался тип купольной базилики, который впоследствии часто будет использоваться в европейской архитектуре вплоть до XIX в. Довольно показательным этапным примером такого типа можно считать константинопольскую церковь Св. Ирины, построенную рядом с Софийским собором в те же годы. Церковь Св. Ирины представляет собой трехнефную базилику с высокими эмпорами над более низкими боковыми нефами.

Средний неф перекрыт двумя куполами, один из которых (восточный), поднятый на прорезанном окнами барабане, является композиционной доминантой интерьера. Второй купол — более низкий — играет подчиненную роль, почти не выделяясь в типичной для Константинополя иерархической системе архитектурных частей во главе с основным куполом. Центральнокупольные церкви были наиболее распространенным, но не единственным типом культовых построек в Византии.

Начиная с юстиниановской эпохи, строятся пятикупольные храмы, наиболее ранний из которых — церковь Апостолов в Константинополе (VI в.). Церковь имела крестовидный объем, в центре которого и в ветвях креста располагались купола одинакового диаметра, покоящиеся на подпружных арках и пандативах. Эта постройка до нашего времени не сохранилась, однако ее структура была воспринята не только в самой Византии, но и в некоторых областях Западной Европы, с которыми Византия поддерживала тесные торговые и культурные связи (например, собор Св. Марка в Венеции, XI в., церковь Сен-Фрон в Перигё, XII в.). В ранневизантийский период сложился тип крестово-купольного храма, который станет господствующим в последующие столетия как в самой империи, так и в различных областях ее культурного влияния (Россия, Закавказье, Балканские страны). Основу кресто-во-купольной структуры образует в плане равноконечный (греческий) крест, квадратный центр которого перекрывается куполом, поднятым на барабане со световыми проемами.

Купол опирается на четыре столба или на стены при помощи парусов (чаще всего в виде сферического треугольника) и подпружных арок. Ветви креста обычно перекрываются полуциркульными сводами. Крестообразная конфигурация плана может выявляться во внешнем объеме (преимущественно в культовой архитектуре Закавказья), однако наиболее распространенным был прямоугольный план церквей с внутренними столбами.

Эти столбы соединяются арками между собой и со стенами. Угловые ячейки перекрываются крестовыми или циркульными сводами либо меньшими по размеру куполами.

Купола в крестово-купольных церквах обычно имеют небольшие размеры, и их распор гасится цилиндрическими стенами барабанов. Распор сводов и арок взаимоуравновешивается или передается на достаточно массивные стены. Все конструктивные элементы, формирующие интерьер храма, связываются в единую пространственную систему, в которой главенствует центральный купол.

К крестообразному в плане пространству храма примыкает с западной стороны простой или двойной нартекс (притвор), а с восточной — пресбитерий (хор), заканчивающийся полукруглой абсидой. Боковые нефы примыкают в восточной части к алтарным помещениям — пастофориям, сообщающимся с пресбитерием. С левой стороны располагается проте-зис для хранения пожертвований храму, справа — диаконикон (ризница).

Эта алтарная группа отделялась от основного пространства для молящихся барьером, который был заменен колоннадой с антаблементом, превратившейся в поздневизантийский период в стенку-иконостас (через центральную дверь иконостаса могли проходить только священослужители).