Византия

Центральнокупольные церкви

Центральнокупольные церкви
Оценить статью

0_3d4b2_636e2e86_LОдной из наиболее ранних известных крестово-купольных построек является церковь Вне стен в Русафе (Месопотамия, 569-586 гг.). Ее центральный купол опирался при помощи парусов и подпружных арок на четыре крестообразных в плане столба. Ветви креста были перекрыты цилиндрическими сводами, а угловые пространства — малыми куполами. Интерьер церкви подразделялся на девять отдельных пространственных ячеек, связанных между собой арочными проемами. Такой характер внутреннего пространства станет определяющим для большинства церквей средневизантийского и поздневизантийского периодов.

Различным будет количество внутренних столбов и соответственно пространственных подразделений интерьера, его высота, наличие или отсутствие верхнего яруса галерей — эмпор. Во всех крестово-купольных храмах восточная стена имеет одну или несколько абсид, а в западной части чаще всего располагается нартекс. Сложившейся в крестово-купольных интерьерах выверенной системе соподчиненных пространств (малые боковые ячейки, выделяющийся своими размерами центральный крест и доминирующая над всем вертикаль подкупольного пространства) соответствовали символически осмысленные архитектурные формы храма, отвечающие религиозной идее вознесения к небу.

Купол служил аллегорией небесного свода, четыре несущих его столба трактовались как столпы церкви, алтарная абсида символизировала рай, западная стена-ад. В соответствии с этой символикой (но не изобразительностью, в отличие от архитектурных форм древневосточных деспотий) строго по канонической неизменяемой схеме в интерьеры вносилась монументальная живопись. В куполе располагалось поясное изображение Пантократора (Вседержителя), в простенках между окнами барабана — фигуры пророков или апостолов, в парусах — евангелисты, на столбах — святые (столпы церкви), в конхе абсиды — Богоматерь, ниже — сцены принятия апостолами причастия от Христа, на западной стене — Страшный суд. Утверждение крестово-купольного типа храма как ведущего в культовой архитектуре IX в. сопровождалось возрастанием композиционной роли его внешнего объема. В более ранних культовых постройках архитектурно-художественный приоритет полностью принадлежал внутреннему пространству, как символу высшего божественного совершенства.

Даже внешний объем константинопольской Софии может показаться композиционно несобранным нагромаждением огромных масс по сравнению с одухотворенным совершенством его внутреннего пространства, непосредственно определившего наружную форму здания. Церкви IХ-ХII вв., обычно более скромных размеров, имеют также и более стройный силуэт (в основном за счет барабана купола), в их фасады вводится фигурная кирпичная кладка, стены разрабатываются нишами, полуколоннами, полуциркульными арочками, иногда облицовываются мраморными плитами.

В интерьерах возрастает материальность и телесность архитектурных форм при большей расчлененности и замкнутости отдельных пространственных зон (особенно в архитектуре восточных провинций). Типичным примером средневизантийских церквей может служить северная церковь монастыря Липса в Константинополе (908 г., ныне мечеть Фенари-Исса). Ее центральное крестово-купольное ядро со всех сторон окружено дополнительными помещениями.

С южной и с северной сторон к нему примыкают боковые галереи с деревянными перекрытиями и хорами на втором этаже. С западной стороны находится перекрытый крестовыми сводами нартекс, фланкированный с двух сторон помещениями, в которых находились лестницы, ведущие на хоры.

Восточная сторона храма формируется пятью абсидами, главная из которых раскрывается в центральное пространство интерьера, а боковым соответствуют более замкнутые помещения с нишами в стенах. Замкнутым и относительно независимым характером обладают все периферические зоны интерьера.