Византия

Церковь монастыря Липса

Церковь монастыря Липса
Оценить статью

FeneriIsaCamiiInIstanbul20070102_1Подкупольное пространство по своим размерам несопоставимо с огромными храмами эпохи Юстиниана (диаметр купола менее 4 м). В корне отличается и его образный характер: благодаря постановке купола на высокий барабан пространство получило ярко выраженную вертикальную устремленность. Композиционный центр интерьера — купол — намного выше примыкающих к нему рукавов креста и периферических помещений, играющих еще более подчиненную роль, чем боковые пространственные зоны Св. Софии или церкви Св. Виталия. Отмеченные выше композиционные особенности средневизантийских интерьеров наглядно проявляются также в церкви Богоматери в Салониках (мечеть Казанджилар-Джами, XI в.), церкви Св. Феодора в Афинах (XI в.), северной и южной церквах монастыря Пантократора (первая половина XII в.) и других крестово-купольных постройках этого периода. Принцип выделения центрального высокого подкупольного пространства проводился и в других типах византийских храмов (крестово-купольный тип был господствующим, но не единственным).

Наряду с крестово-купольными строились так называемые перистильные церкви, в которых центральный квадрат, перекрытый куполом, отделялся от более низких боковых частей тройными колонными аркадами. Перекрытые крестовыми сводами боковые части являлись, по сути, перистильными галереями, окружавшими с трех сторон центральное светлое и высокое пространство (с четвертой стороны к нему примыкала полукруглая абсида).

Пример такого типа культовых интерьеров представляет южная церковь монастыря Липса, пристроенная к рассмотренной выше крестово-купольной северной церкви в 1282 г. Обычай пристроек новых частей к более старым культовым сооружениям вообще характерен для средневизантийской и особенно поздневизантийской архитектуры. Объясняется это, с одной стороны, экономическими затруднениями: Византийская империя в это время была уже не такой всесильной и могущественной, как в эпоху Юстиниана. Для нового строительства часто старались приспособить части уже существующих прочных построек.

С другой стороны, в практике подобных построек большую роль играли и чисто эстетические факторы: живописность композиции блокируемых объемов и сложные пространственные связи их интерьеров. Интересная комбинация из двух церквей, составляющих единый комплекс, была создана в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде (конец Х-первая половина XI в.). Северная, меньшая по размерам церковь Богоматери представляет собой стройный, выложенный узорчатой кладкой из кирпича с рядами поребрика и камня объем, интерьер которого формирует традиционная для Византии крестово-купольная система. Купол на барабане опирается посредством пандативов на четыре столба.

Южная церковь — Кафоликон — является примером еще одного типа византийских купольных храмов, который своими истоками восходит к ранним византийским постройкам типа церкви Свв. Сергия и Вакха. Купол Кафо-ликона опирается не на четыре, а на восемь достаточно массивных опор, между которыми перекинуты сводики-тромпы, отчасти напоминающие конхи абсид внутреннего октогона церкви Св. Сергия и Вакха.

Сравнительно (с другими церквами того времени) крупное подкупольное пространство (диаметр купола около 8 м) отделяется от узких периферических обходов, перекрытых крестовыми сводами, массивными столбами и расположенными между ними миниатюрными колонками. Как и в ранневизантийской архитектуре, отделка интерьеров очень красочна и нарядна. Внутри стены облицованы мраморными плитами различных оттенков, а своды и купола выложены мозаиками с золотым фоном.

Сам же характер монументально-декоративной живописи в комплексе Хозиос Лукас и других средневизантийских церквах несколько меняется. Ранневизантийская яркость цвета уступает место более монохромной гамме. В прорисовке фигур появляется черный контур и четкая силуэтность, форма передается более условно, чем раньше, зачастую без светотеневой лепки, в движении фигур присутствует грубоватая резкость.

Наметившиеся в средневизантийской культовой архитектуре черты получили свое развитие в поздневизантийский период. Церковные сооружения принимают еще более камерный, интимный характер. Большее внимание уделяется отделке фасадов, крестово-купольная структура перестает быть ведущим типом церквей, в строительной практике значительная доля работ приходится на перестройку существующих зданий, добавление к ним новых частей.

Определенное воздействие на поздневизантийское зодчество оказала архитектура славянских стран — Болгарии, Сербии, Руси, отталкивавшаяся в своем становлении от Византии, но быстро обретшая свои собственные художественные традиции. Это воздействие связано в основном с богатой пластической разработкой фасадов, чуждой ранне-византийскому зодчеству и начавшей развиваться в средневизантийской архитектуре.