Византия

Церковь Св. Апостолов

Церковь Св. Апостолов
Оценить статью

AP_35Примером сочетания традиционных конструктивных и композиционных приемов с новыми художественными традициями может служить церковь Св. Апостолов в Фессалониках (1312 г.). С одной стороны, в организации ее интерьера использована освященная традицией крестово-купольная система (центральный купол на высоком барабане, опирающийся на четыре столба, возвышается над ветвями креста, перекрытыми полуциркульными сводами). В то же время трехнефное крестово-купольное ядро с трех сторон окружено более низкими галереями, по углам которых сооружены четыре малых купола на барабанах. Архитектурные массы внешнего объема и соответственно внутреннее пространство храма получили, таким образом, ярусную пирамидальную композицию со ступенчатым нарастанием высоты к центральному куполу, характерную для построек того времени в Балканских странах, России и Закавказье. Взаимосвязь внешнего объема и внутреннего пространства церкви Св. Апостолов строится на их полном органичном соответствии.

Структура интерьера четко выражена во внешнем облике храма. Полуциркульные своды ветвей креста образуют полукруглые закомары фасадов. Благодаря тому что кровельное покрытие обычно укладывалось прямо на своды и купола (в отличие от западноевропейской архитектуры, где своды защищались стропильными кровлями), габариты внешнего объема и внутреннего пространства, их пластическая структура полностью совпадали (если не считать толщины кладки стен и перекрытий).

Это придавало всему архитектурному организму постройки композиционную целостность и тектоническую правдивость. Взаимопроникающая неразрывность архитектурно-художественного образа интерьеров и внешнего объема как своеобразного микрокосма, сконцентрированного в одной совершенной постройке, достигалась в данном случае исключительно конструктивными средствами. Одной из особенностей палеологовского периода является большая общественно-политическая роль монастырей.

В монастырях велось церковное строительство, культивировались различные искусства (в том числе и во время турецкого владычества). Часто монастыри представляли собой комплексы, состоящие главным образом из многочисленных церквей различного типа. Так, например, среди монастырских культовых построек Мистры в Пелопонессе есть несколько крестово-купольных церквей со свободно стоящими столбами (Св. София, Евангелистрия, XIV в., и др.), церковь с куполом на тромпах (Св. Феодора в монастыре Бронтохий, конец XIII в.), а также церковь, сочетающая базиликальную и крестово-купольную структуры (церковь Пантанасса, 1428 г.). Интерьер этой церкви состоит как бы из двух частей, расположенных друг над другом.

Нижняя часть представляет собой базилику, три нефа которой разделены арочной колоннадой. В верхней части опоры, несущие посредством парусов купол на барабане, соединены четырьмя арками, образующими традиционную крестово-купольную ячейку. Благодаря такой системе интерьер получает большую пластическую и пространственную усложненность и живописность.

Подобные интерьеры, однако, не являются преобладающими в поздневизантийской культовой архитектуре. Гораздо чаще встречаются небольшие церкви, внутреннее пространство которых распадается на отдельные, почти изолированные друг от друга пространственные зоны. Показательным примером таких строений является церковь монастыря Хора в Константинополе.

Центральное пространство в этой церкви перекрыто куполом на барабане. Окна барабана и абсиды, примыкающей к подкупольной части, являются единственными источниками света, так как подкупольное пространство отделено толстыми стенами от асимметрично окружающих его полутемных уютных часовен, приделов, переходов и галерей. В отличие от церковных интерьеров ранневизантийского и средневизантийского периодов, где единое перетекающее пространство объединяло присутствующих на богослужении вокруг главного религиозного действия, объемно-пространственная структура церкви монастыря Хора предполагает их разобщенность в отдельных часовнях за интимными молитвами.

Эти изменения в культовых интерьерах эпохи Палеологов объясняются двумя сопутствующими друг другу факторами — нарастающими экономическими трудностями и изменением социального заказа и функции церкви: в условиях усиливающейся феодальной раздробленности отпала задача утверждения идей самодержавной власти и имперской гегемонии средствами религии, архитектуры и искусства.