Византия

Церковь Св. Виталия

Церковь Св. Виталия
Оценить статью

50Композиционные принципы и приемы, выработанные в столичной архитектуре VI в., довольно быстро перенимались в провинции и в первую очередь в Равенне, бывшей в эпоху Юстиниана важнейшим культурным центром западной части Византийской империи. Наиболее интересный пример в этом отношении представляет церковь Св. Виталия (526-547 гг.) — центричный, восьмигранный в плане храм, перекрытый куполом. Его центральная часть повторяет структуру церкви Св. Сергия и Вакха — октогон 15 м в диаметре, образуемый столбами, связанными между собой арками.

Высокое центральное пространство, освещаемое окнами купольного барабана, окружено двухъярусным обходом боковых галерей, аркады которых абсидообразно выгнуты от центра. Элемент композиционной неожиданности этому храму придает нартекс, повернутый под углом 20° к зданию так, что между ним и восьмигранником здания образовались два промежуточных треугольных в плане пространства с лестницами на эмпоры в цилиндрических башнях.

Основная композиционная ось храма, подчеркнутая глубокой алтарной абсидой, таким образом, не совпадает с осями двух входных порталов и интерьер храма последовательно раскрывается в динамичных острых ракурсах. Перед входящим в интерьер разворачивается серия меняющихся при движении живописных картин, образуемых сложным многоплановым перетекающим пространством и оптически наслаивающимися друг на друга прямыми и криволинейными линиями архитектурных членений, которые его формируют.

Важнейшую роль в этом своеобразном эмоциональном сценарии движения-восприятия играет выход из-под относительно невысокого обхода боковых галерей в светлую и просторную центральную часть. Как и в константинопольской Софии, столбы и внутренние стены церкви Св. Виталия были облицованы цветными мраморными плитами, а своды и стены над колоннами покрыты мозаикой, золотой смальте которой вторила резьба капителей колонн.

На сегодня строительство таких великолепных сооружений практически не ведется нигде в мире, хотя и строительная техника и мтз шагнула далеко вперед и располагает достаточно широким спектром возможностей, возведение таких архитектурных сооружений достаточно сложная задача, даже если и купить трактор мтз 82 в Москве. Многие архитектурные секреты, хотя и много стало ясно со временем ученым и математикам, утаены архитекторами или просто забыты в наше время — такие секреты не купить.

Мозаичная живопись в интерьерах церкви Св. Виталия имеет много общих черт с раннехристианской мозаикой: яркие краски, античное понимание красоты, отсутствие строгих иконографических канонов, свобода поз и жестов в человеческих изображениях. Наряду с религиозными сюжетами (изображение апостолов, сцены крещения Христа и др.) большое место отводится светской тематике (изображение императора Юстиниана и его жены Феодоры, окруженных придворными, на стенах в подкупольном пространстве).

Вместе с тем в этих мозаиках появилась та статичная торжественная церемониальность выстаиваемых длинными фризами и облаченных в роскошные одежды фигур, которой была лишена более раскованная античная и раннехристианская живопись. Элементы окружающей персонажи природной и архитектурной среды даются фрагментарно и являются по сути атрибутами более символического, чем изобразительного характера.

Смальтовые архитектурные поверхности воспринимаются подчас как некая иррациональная пространственная среда, в которой «парят» плоскостные изображения. Кроме расширяющейся кверху трапецевидной формы в интерьерах использовались капители в форме куба, скругленного снизу, а также в виде цветочных чашечек, обложенных стилизованными листьями аканфа, выполненными в плоском рельефе. Стволы колонн не имели энтазиса, но часто сужались кверху, а базы были близки к античным.

Отмеченные выше черты присущи всей монументально-декоративной живописи ранневизантийского периода. Наиболее хорошо сохранились до наших дней мозаики в интерьерах равенских базилик Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово, близких по своей объемно-пространственной структуре к раннехристианским базиликам Рима (три нефа членятся аркадой по колоннам, эмпоры отсутствуют, перекрытия — плоские, деревянные). Мозаики, расположенные в основном на стенах центрального нефа в промежутке между окнами и боковыми арками, представляют собой вытянутые в длину фризы с четким ритмом многочисленных изображаемых фигур, как бы вторящих ритму расположенных под ними колонн.

Раннехристианская базиликальная структура церквей, встречающаяся в византийских провинциях, была чужда константинопольской архитектуре, блестяще овладевшей композиционными и конструктивными приемами, связанными с техникой сводостроения уже в VI в.