Византия

Мебель Византии

Мебель Византии
Оценить статью

131О светской архитектуре Византии мы можем судить по немногочисленным памятникам, дошедшим до нас либо в развалинах, либо в сильно перестроенном виде. Основные же сведения об интерьерах дают литературные источники и изображения в живописи. По древнеримской урбанистической традиции в крупных городах империи сооружались многоэтажные здания, имевшие аркады в нижней части, где помещались лавки и мастерские.

Наиболее распространенным строительным материалом был кирпич, иногда в сочетании с камнем. От ХШ-ХУ вв. сохранился ряд домов с аркадами внизу и небольшими окнами наверху в Мистре (Пелопонес), разбросанных на склоне вдоль серпантина улицы-дороги.

Богатые городские особняки, часто наследовавшие античную планировку, имели по-восточному замкнутый характер. На улицу выходили в основном глухие стены с металлической дверью. Центром дома служил главный зал (атриум) или дворик.

Жилые комнаты располагались на втором этаже. Отопление комнат осуществлялось при помощи кирпичных печей, а влажность регулировалась специальной системой канавок и труб.

Главным средством архитектурно-художественной выразительности парадных интерьеров была не пластика ордерных архитектонических членений, а плоскостная декоративная отделка поверхностей стен, сводов и полов. Большое распространение имели полихромные мраморные облицовки, мозаики, цветные изразцы, которые складывались в геометрический орнамент, деревянные панели и декоративные ткани. Особенно популярными были всевозможные занавеси, которые укреплялись на перекладинах в дверных проемах (в том числе арочных), могли собираться в складки, завязываться или оборачиваться вокруг колонн.

Излюбленными предметами роскоши были ковры, ввозимые из стран Востока, и шелковые узорные ткани местного производства, из которых делали также скатерти, покрывала, обивку подушек для диванов, скамей и кресел. Образцы византийской мебели до наших дней не сохранились за исключением отдельных предметов культового назначения, уцелевших в Италии (в церквях Равенны, Терамо, Бари, Монте Сант-Анджело). Одной из главных причин уничтожения обстановки богатых византийских домов при военных и экономических потрясениях были роскошь и богатство используемых материалов, которые зачастую превалировали над эстетическими качествами самой мебели, часто заимствованной из Древнего Рима и Персии.

В отделке мебели использовались вставки из слоновой кости, инкрустации из драгоценных металлов, камней и смальты. Известно, например, что трон императора Юстина II (VI в.) с киворием на четырех колоннах, украшенным летящей богиней Победы с лавровым венком в руке, был сделан из чистого золота с включением драгоценных металлов.

Сохранившийся трон епископа Равенны Максимиана (VI в.) сплошь облицован пластинками из слоновой кости, покрытыми резьбой (растительные орнаменты с включением животных и птиц и изображения библейских персонажей, выделенных в отдельные рамки). Ювелирная драгоценность отделки мебели дополняла сказочное богатство дворцовых интерьеров.

Византийские императоры, заимствовавшие восточный театрализованный церемониал, вкус к экзотическим эффектам и ошеломляющую роскошь, значительно превзошли в этом отношении монархов Древнего Рима. Существует описание Большого императорского дворца в Константинополе, представлявшего комплекс из многочисленных построек различного назначения (залы для торжественных приемов и аудиенций, жилые помещения, культовые здания, административные и хозяйственные службы, художественные мастерские). В парадной столовой с деревянного потолка, украшенного золотым растительным орнаментом, свисали на цепях золотые люстры и золотые сосуды с едой.

Пол был покрыт коврами, на которые во время пира сыпались лепестки роз. В других помещениях полы выполнялись из цветного мрамора, дополняемого полудрагоценными камнями. Стены облицовывались мраморными плитами, мозаикой и иногда стеклянными листами, покрытыми орнаментальной росписью. В парадной императорской спальне центральное место занимал фонтан, а потолок был украшен мозаикой, изображавшей императорскую семью.

В интерьере Купольной лестницы стены и купол были покрыты разноцветными изразцами, собранными в звездчатый орнамент, а интерьер Порфирового зала был сплошь облицован порфиром. В тронном зале императора Феофила (IX в.) находилось золотое дерево с сидевшими на нем золотыми птицами, которые пели и хлопали крыльями.

Трон, фланкированный рычащими и шевелящимися золотыми львами, мог приподниматься в воздух. Подобные театрализованные эффекты и фантастическая роскошь дворцовых интерьеров контрастировали (как и в церковных постройках) с относительной скромностью отделки фасадов. Сохранившийся лицевой фасад так называемого дворца Теодориха в Равенне (начало VIII в.) представляет собой массивную кирпичную стену с аркадами в первом этаже и глухим верхом, разработанным только рельефной аркатурой по колонкам из серого мрамора и глубокой нишей в центре.