Византия

Местные строительные традиции

Местные строительные традиции
Оценить статью

46   Наибольшим разнообразием отличалась архитектура ранневизантийского периода, когда империя Юстиниана (527-565 гг.) объединяла кроме Балканского полуострова также Малую Азию, значительную часть Северной Африки и Месопотамии, т. е. достаточно разнохарактерные по своей культуре регионы. В это время выделяются две основные архитектурные школы — столичная и восточно-византийская, состоящая, в свою очередь, из отдельных местных школ. Начиная с VII в., в результате арабских завоеваний Византия теряет значительную часть своих восточных территорий. Одновременно проходит процесс универсализации ее архитектуры под знаком господства константинопольских традиций.

    Эти традиции имели в своей основе художественные и инженерные достижения Античности (в первую очередь, древнеримские приемы сводостроения), которые в Византии были развиты на качественно более высоком уровне. Как и в Древнем Риме, во «Втором Риме» — Константинополе — строились огромные термы, портики, инженерные сооружения городского благоустройства (акведуки, подземные цистерны для воды).

Пышное великолепие его городской среды поражало современников-иностранцев. Главными же, наиболее престижными сооружениями Византии были христианские церкви.

Перенесение культовых действий исключительно внутрь храма потребовало создания обширных большепролетных интерьеров, отвечавших требованиям христианской религии. Блестящее решение этой задачи при помощи разработанных приемов сводостроения и обеспечения конструктивной прочности за счет взаимоуничтожения противоположных статических усилий является важнейшим вкладом византийской архитектуры в мировое зодчество, оказавшим влияние на развитие западноевропейской архитектуры романского периода, архитектуры стран мусульманского Востока и особенно архитектуры народов Восточной Европы (Русь, Сербия, Болгария), принявших христианство в его византийской трактовке.

Особенностью культовой архитектуры византийского периода было разнообразие ее объемно-пространственных и конструктивных решений. Как и в раннехристианском зодчестве Рима, значительное распространение (преимущественно в Сирии, Палестине, Малой Азии, а также в западных областях) получили базилики, которые перекрывались либо сводами, либо простыми стропильными крышами.

Церковная архитектура заимствовала многие местные строительные традиции предшествующих периодов. В сирийских базиликах, например, чаще всего использовалась эллинистическая техника каменной кладки из крупных, хорошо отесанных квадратов.

Довольно типичная для Сирии композиция двубашенного западного фасада церквей (например, базилика в Турманине, V в.), оказавшая впоследствии влияние на романскую и готическую архитектуру, в свою очередь восходит к хеттскому битхилани. Грузноватому замкнутому внешнему облику сирийских церквей соответствуют и более монументальные, чем в раннехристианской римской архитектуре, интерьеры. Вместо стройной внутренней колоннады в них использованы широкие арки по массивным низким столбам, расчленяющие внутреннее пространство на относительно обособленные друг от друга нефы (например, в базилике в Калб-Лузе, VI в.). Перекрытия обычно выполнялись деревянными, нередко с открытыми стропилами.

Единственным сводчатым пространством базилик оставалась абсида центрального нефа, перекрытая конхой. Тяжелые, конкретно-материальные формы интерьеров, замкнутость и жесткая расчлененность их внутреннего пространства во многом являются наследием древних строительных традиций Передней Азии. Среди таких традиций наиболее важным было сводостроение, появившееся впервые в Месопотамии и использовавшееся при строительстве ранних храмов в этом районе.