Византия

Распространение фресковой живописи

Распространение фресковой живописи
Оценить статью

21629921_PICT0048Новой чертой в поздневизантийских культовых интерьерах является также распространение фресковой живописи, которая часто вытесняла более дорогую мозаику. В отличие от более ранних и красочных стенописей фрески так называемого палеологовского Возрождения более монохромны, эмоционально напряженны и одновременно менее монументальны. Их выразительность строится главным образом за счет динамических контуров, линий и экспрессивных мазков. Фрески монастыря Хора отличаются уверенным мастерством исполнения и утонченной колористической гаммой, построенной на едва уловимых соотношениях тонов.

Наряду с некоторой утерей былой красочной декоративности в этих росписях заметно также упразднение иконографической знаковости и четких канонов, дававших возможность легкого узнавания различных персонажей и сюжетов. Отмеченные черты присущи и поздневизантийской мозаичной живописи, в которой исчезает присущая ранним периодам яркость цвета, варьирование размеров и кладка «по форме» отдельных смальтовых кубиков. Сами кубики делаются одинаковыми и очень мелкими, что, с одной стороны, позволяет достигать большей деталировки, но в то же время, лишает мозаику присущей ей специфической художественной выразительности, связанной с характером кладки (размером, рисунком, углом положенных кусочков смальты).

Мозаичные изображения выполняются на более высоком уровне достоверности передачи объемов и пространств, сохраняя одновременно условность их перспективного построения.