Византия

Сводчатые латитудинальные церкви

Сводчатые латитудинальные церкви
Оценить статью

47Наряду с базиликами в Сирии встречаются также сводчатые латитудинальные церкви (т. е. церкви с растянутым вширь внутренним пространством). Характерным примером может служить церковь в Сала (VI в.), состоявшая из трех частей: вытянутого вдоль западного фасада нартекса, представлявшего собой открытый портик; алтарной части, в центре которой находилась абсида с главным жертвенным столом, а по бокам — два дополнительных помещения. Интерьер церкви в Сала отделен от окружающей среды толстыми стенами и имеет замкнутый характер.

Массивность стен подчеркивается глубокими нишами в них. Немногочисленные маленькие окна главного зала, расположенные только в верхних частях его коротких стен, пропускают в интерьер тусклый свет. Внутреннее пространство храма распадается на ряд замкнутых и совершенно отделенных друг от друга помещений. В главный зал можно попасть только через центральный дверной проем, против которого расположен вход в алтарную часть.

Симметричное по отношению к продольной оси, вытянутое в ширину пространство, перекрытое полуциркульными сводом, предопределяет не движение верующих вперед к алтарю, как в базиликальных храмах, а их выстраивание в ряд перед глухой алтарной стеной, в которой особо выделялась так называемая царская дверь (дверь главного алтаря). Эту украшенную росписью стену с царской дверью, через которую во время богослужения был виден алтарный стол, можно рассматривать как зародыш будущего иконостаса.

Определенное распространение в восточных провинциях Византии получили также центричные храмы, примером которых является сирийская церковь Георгия в Эсре (начало VI в.). Церковь в Эсре представляет в плане прямоугольное снаружи и восьмиугольное внутри здание. Его интерьер имеет более низкий периферический обход с плоским каменным покрытием вокруг повышенного центрального купольного октогона.

Этот октогон формировался высокими пилонами, связанными между собой арками, которые несли стены и опиравшийся на них купол. Общим и неизменным для различных видов культовых зданий в восточно-византийских областях оставался строительный материал — камень.

Выложенные из тесаного камня стены, арки и своды были гораздо более грузными и массивными, чем такие же конструкции в западных областях империи и особенно в ее столице, где основным материалом был более легкий кирпич-плинфа, укладываемый на раствор.