Материалы и конструкции

Фасад

Фасад
3.6, 17 голос.

13Фасад (от лат. fades — «лицо», «внешность») -главная часть сооружения, «визитная карточка» здания, обычно идентифицируемого и запоминающегося именно по фасаду. Традиционный фасад классифицируется соответственно ордерам, окнам, порталам. Он может быть декорирован скульптурой, барельефами, мраморной интарсией. Здесь концентрируются архитектурные идеи, которые часто становятся неким манифестом технологий и стиля эпохи.

Исторические признаки

Именно в греческом храме определилась идея фасада, где скульптуры тимпана «заявляли» о святости сооружения. Римская архитектура пластически усилила эти аспекты. Использование плана базилики в средневековых церквях способствовало утверждению фасада на стороне, где находился вход, а форма латинского или греческого креста — возникновению боковых фасадов в трансепте. Считается, что фасад, будучи»поглощенным» сложным организмом здания, может и вовсе отсутствовать. И лишь эпоха Возрождения в полной мере оценила его архитектурную ценность и провозгласила обязательным.

Возможности фасада были приумножены в «театральном» видении барокко.

Неоклассицизм утвердил статическую концепцию фасада, которая в риторическом и монументальном смысле характеризовала также эклектику XIX в. От этого взгляда отошли новые направления XX в., ориентированные на диалог внутреннего и внешнего пространств. В этом смысле существенны эксперименты выдающегося архитектора Мис ван дер Роэ, который первым применил curtain wall, стену-занавес из сборных стеклянных панелей, облицовывающих несущую конструкцию здания.

Движение постмодерна отдавало должное возможностям фасада, но одновременно отвергало его ценность.

Чарльз Мур, 1975-1978 гг. Мур развлекается цитированием архитектурных стилей, сдвигая фасады, которые перестают быть таковыми: они сами создают некое внутреннее пространство

Дверь, портал и портик

В архитектурном конструировании здания всегда был решающим «порядок размещения» входов, точнее, организация главного и второстепенного фасадов и малых конструкций, примыкающих к основному сооружению. При этом учитывались зоны городского периметра, прилегающие к воротам, а также урбанистическое использование площади.

Дверь

Это входной проем во внутренние пространства, организованный в массе стены. Дверь — обычно прямоугольной формы — еще с древности украшалась орнаментальными элементами (ее рама или створки, подвешенные на петлях). В античном мире створки часто заменяла ткань (velaria). Нередко, сведенные вверху к арке, городские ворота монументальных пропорций выполняли функцию не только входа, но и обороны. Особое место в урбанистике занимают пропилеи, которые во времена античности имитировали священный пояс классического храма. Самые знаменитые среди них — на Акрополе в Афинах, ставшие в XIX в. образцом для подражания эллинистической архитектуре.

Портал

Портал подчеркивает священность или значительность входа. Древние примеры псевдопорталов встречаются в Сирии, в христианской архитектуре IV и V вв., где декор ограничен карнизом и пятами.

Портал, украшенный многофигурными композициями, характеризует романскую и готическую архитектуры. Монументальные масштабы портала тут же выдвинули его на роль главного элемента стены. В XII-XIII вв. морфология портала была наконец определена в его элементах: подчеркнутые боковые откосы (иногда декорированные статуями-колоннами), в некоторых случаях — люнетт и — особенно свойственная французской архитектуре — trumeau (пилястра, делящая вход пополам). Богато декорированный портал, созданный французами и испанцами, представлял многофигурные композиции в иконографическом контексте — как снаружи, так и внутри (например, романская базилика в Бургундии). Эта типология не имела широкого распространения в Италии, где предпочтение отдавалось декорированному порталу, протирону — выступающему по отношению к фасаду.

Портик

Портик — промежуточный элемент между внутренним и внешним пространствами — открыт хотя бы с одной стороны благодаря колоннам или пилястрам. В градостроительном контексте может идти вдоль улицы или площади лоджия.