Материалы и конструкции

Капитель

Капитель
Оценить статью

7Капитель, дополняющий элемент архитектурного устройства колонны или пилястры, является основой, определяющей архитектурные ордера. Она завершает пяту (колонны, пилястры, лопатки, анты), с которой может соединяться посредством эхина. Капитель несла функцию расширения опоры, на которой лежит архитрав или арка, представляя таким образом несущий элемент сооружения.

Капитель может содействовать поддержке промежуточных элементов, которые во времена Средневековья развились, быть может, более, чем сама капитель (например, пульваны).

Древность

Капитель, распространенная в Египте, в основном отталкивалась от формы колокола папируса или протомы человека. Утонченная персидская цивилизация (VI- IV вв. до н. э.) предпочитала капители с протомами лежащих или стоящих животных. Минойской культуре (3400-1200 гг. до н. э.) свойственны подушкообразные капители, которые уже демонстрируют различия в абаке и эхине.

От классики к Средневековью

Главные типологии капители (дорическая, ионическая и коринфская) сформировались в архитектурные ордера в античной Греции. В римской архитектуре капители соединяются с пятой посредством импоста. Важным нововведением Средневековья, пришедшим из византийской культуры, стала трансформация капители в несущий элемент, способный поддерживать арки за счет увеличения абаки (которая стала называться пульваном, от лат. pulvinus -»подушка»). Рельефный декор капители обогатился изображениями, присущими христианской иконографии, и декоративно-растительными элементами, навеянными классикой.

Барокко и позднее барокко

Эпоха Возрождения строго придерживалась классических типологий, приспособив их к новым требованиям. Барокко и позднее барокко представили как оригинальные, навеянные античностью решения, так и совершенно новые разработки. Капитель использовали до конца XIX в.