Post Type

Окно и витраж

3.8, 4 голос.

14Окно возникло из-за необходимости освещать и вентилировать внутренние помещения зданий. Для прикрытия этих отверстий раньше применяли такие светопроницаемые материалы, как пергамент или алебастр (распиленный на тонкие пластины), но главным образом — стекло, самый подходящий прозрачный материал. Его использовали начиная с римской эпохи. В христианском мире большие окна культовых сооружений способствовали возникновению витражей, стекла которых были тонко обработаны и закреплены в свинце. Для исламской архитектуры характерны ажурные конструкции, выполненные в железе, дереве, мраморе.

Окно

Обычно окно состоит из двух монтирующихся по бокам косяков, верхнего (архитрав, плоская арка или перемычка) горизонтального элемента и нижнего (подоконник).

Разнообразие форм окна зависит оттого, внутреннее оно или внешнее. Из редких, дошедших до нас древних образцов упомянем окна комплекса Торговых рядов Траяна в Риме и храма Весталок в Тиволи.

Появившиеся со временем высокие и вытянутые одностворчатые окна, завершенные аркой (позже стрельчатой), послужили в Средние века прообразом для окон, разделенных колонкой, и трехарочных окон, впоследствии — многостворчатых. Во времена раннего Возрождения двухарочное окно обрело крестообразную и украшенную тимпанами форму. Среди архитектурных новшеств стоит упомянуть «серлианское» окно римского происхождения, «коленопреклоненное» и «маскарон», появившееся уже в период барокко. В XVII в. верхняя часть окна все более акцентируется, в конце концов превращаясь в подобие второго окна. Типичное для Северной Европы bay-window, подобие закрытого балкона, позже распространилось и в США. До начала XIX в. типологии окон не претерпели значительных модификаций, лишь поиски арнуво привели к необычайно оригинальным решениям. В XX в. глубокие изменения, охватившие все области архитектуры, затронули также концепцию и морфологию окна: помимо уже упомянутого curtain wall, в 20-е гг. Ле Корбюзье экспериментировал с ленточными окнами, разворачивающимися вдоль всей стены здания и дающими много света.

Витраж

Витраж является элементом, относящимся также и к декоративному искусству. Применявшийся главным образом в романских и готических церквях, он обрел популярность в Италии в конце XVI в., а впоследствии стал модным и во всей Европе. С возвратом древних ремесленных традиций в XIX в. вновь начался расцвет этой техники. Витраж очаровал и некоторых художников XX в.; среди них Марк Шагал.

Планы и планиметрии

План, являясь горизонтальным сечением здания, которое может быть «разрезано» на различные части, раскрывает систему организации пространств и связь внешнего пространства с интерьерами. Чертеж любой из частей содержит сведения о толщине стен, размерах помещений, дверей и окон, наличии двориков, башен, галерей, колоколен и т. д. Благодаря планам можно определить характер архитектуры и окружения и воссоздать эпоху, когда было возведено здание. Другими словами, план — это «генетический код» конструкции, первичный синтез ее характеристик. Планиметрия — топографическое отображение урбанистической ткани — может открыть историю города: его происхождение, этапы расширения, возможные «включения», зависящие от цивилизаций, культур или правительств.

План

Графическое решение плана представляет в масштабе все горизонтальные элементы здания и позволяет документировать своеобразие характеристик культурного окружения. Например, конструктивная система средневековых цистерцианских монастырей основывалась на модульном повторении квадрата, который очерчивал план сооружения в целом. Точное применение этой методики позволило планировать очень похожие здания.

План может также выявлять изменения, исходящие из местных традиций, или влияние более древних моделей. Более того, он может нести информацию о своем происхождении, берущем начало в проекте великого зодчего или в известном памятнике.

Планиметрия

Сточки зрения урбанистики планиметрия служит для определения масштабов и морфологии города. Посредством сравнения планиметрии возможно постепенно проследить эволюцию «формы» города: от огражденного квадрата, характерного для греко-римской культуры, и средневекового городка, окруженного стеной, до метрополий-спрутов нашей эпохи.

Достаточно массовый характер приобритает остекление балконов и лоджий в промышленных городах страны, ведь это и удобно и комфортно и долговечно. Симбиоз материалов позволяет творить настоящие чудеса с такими материалами как стекло и металл превращая их в маленькие произведения искусства.