Материалы в архитектуре

Изучение декора памятников

Изучение декора памятников
Оценить статью

0_f5ea7_95e13d3f_origХорошо известно, сколь важно изучение изразцового декора для уяснения источников художественного своеобразия зодчества середины — второй половины XVII в. Ему было отведено первостепенное место в наружном убранстве церковных и гражданских зданий, и именно в нем, как в активнейшем элементе композиции, наиболее ярко проявлялась присущая декору способность быстро реагировать на происходящие изменения в культуре позднесредневековой Руси. По словам И.Е.Забелина, «цветные изразцы, зеленые и цененные, можно встретить почти на каждой церкви, особенно, которая строена в конце XVII столетия, когда вкус на подобные украшения был распространен более, нежели в какое другое время». С ним солидарен Н. В. Султанов, утверждая, «что царство изразцов наступает у нас лишь в XVII в. и в особенности в его второй половине».

К настоящему времени обрисована общая картина развития русского изразца, определены и обозначены главные центры его производства, выявлены некоторые местные особенности. Однако воссоздание полной и исчерпывающей картины развития русского изразцового искусства еще впереди. Особенно это касается не изразца в его, так сказать, самодовлеющем, археологическом измерении, а изразца как особого художественного элемента архитектуры. Слова известного историка архитектуры М.А.Ильина, сказанные еще в 1950-х гг.: «…архитектурная керамика XVII столетия до сих пор мало изучена, хотя она составляет один из важнейших видов русского монументального декоративного искусства»по-прежнему актуальны.

Столь же очевидно, что именно «московская стадия»в его развитии во многом определила становление изразцового производства в общероссийском масштабе. Московские мастера и заказчики имели прямое отношение к созданию, переработке и копированию изразцового декора на местах, где в силу этого возникали и устойчиво развивались локальные варианты «обще московского»направления. В результате география распространения московского изразца, в сущности, совпала с географией Русского государства XVII в. Причина этого в организационных и финансовых возможностях столицы, в более открытом доступе к европейским технологиям и вкусам, в ее воздействии на формирование «моды»через хорошо известный механизм подражания придворным (и вообще престижным) элементам в оформлении государственного и церковного быта.

LEAVE A RESPONSE

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*