Греция и Рим: противостояния в архитектуре Технологии и материалы в архитектуре

Пантеон

Пантеон
Оценить статью

435Здание Пантеона в Риме (от греч. pantheon — «место, посвященное всем богам») — грандиозное достижение римской архитектуры. Памятник Вселенной и ее гармонии, строительство которого начал Октавиан Август (ставший «в третий раз консулом», как гласит надпись на антаблементе портика), был в 27 г. до н. э. посвящен семи небесным божествам. После пожара 80 г. он был восстановлен Домицианом. После следующего пожара Пантеон был полностью перестроен Адрианом (118-125). По этому случаю появились памятная надпись об Агриппе и, согласно некоторым источникам, пронаос. Здание являлось частью более обширного комплекса терм Агриппы, реставрированных вместе с находящейся рядом базиликой Нептуна. Изначально пронаос обрамляли боковые колоннады, которые скрывали заднюю часть здания. Площадь перед Пантеоном также была гораздо больше. Вторая реставрация была проведена в 202 г.

Структура

Гениальность неизвестного архитектора, спроектировавшего Пантеон, выражена в первую очередь в искусном сочетании цилиндрического помещения под обширным типично римским куполом с пронаосом греческого типа. Портик, шириной чуть более 33 м, украшен шестнадцатью коринфскими колоннами (высотой более 12 м), монолитные фусты которых из розового и серого гранита. Колонны сгруппированы таким образом (по восемь), что они образуют три нефа.

Бронза балочной системы портика, снятая в XVII в. Папой Урбаном VIII, была использована для балдахина Бернини в соборе Св. Петра и для пушек замка Сант-Анджело. Толщина кирпичных стен цилиндрического сооружения, диаметр которого более 43м, составляет более 6м. Интерьер оживлен 7 большими нишами (4 — в плане прямоугольные, 3 — полукруглые), чередующимися с8часовнями с треугольными и округлыми тимпанами. Единственным источником света является большой окулус (диаметр 9 м), помещенный в центре впечатляющего купола, декорированного кессонами (lacunaria). Помещения, расположенные позади цилиндрического корпуса, ризница и часовня были пристроены в христианскую эпоху: языческий храм был трансформирован в церковь Санта-Мария делла Ротонда (или Санта-Мария ад Мартирес).

Чудо техники и гармонии

Пантеон является шедевром древнего инженерного искусства. Начиная с эпохи Брунеллески и до времен Пиранези конструкция купола с отверстием в центре была объектом восхищения и изучения. Первым элементом, обращающим на себя внимание, являются глухие разгрузочные арки, расположенные в два яруса по всей цилиндрической поверхности здания. Эта находка позволяет перераспределять тяжесть купола, который утончается кверху и построен из легкого камня вулканического происхождения. Форма Пантеона отражает чувство космической гармонии Вселенной и неоднократно имитировалась в течение веков (венецианская церковь Реденторе XVI в. Андреа Палладио, храм Кановы в Поссаньо, церковь Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и Чистернонев Ливорно). Внутренняя высота помещения до вершины купола пропорциональна его диаметру (43 м). Более того, в купол может идеально вписаться сфера.