Стили от древности до современности Технологии в архитектуре

Архитектура арабо-норманнская, мавританская и мосарабская

2Нельзя обойти вниманием необычные стилистические смешения, возникшие в IX-XV вв. в столкновении и позже во взаимодействии исламской и западной цивилизаций. Термин «арабо-норманнский» определяет архитектурные произведения, появившиеся в южных областях Италии во времена доминирования норманнов. Под «мавританским» стилем подразумевается архитектура, увидевшая свет в Испании и Северной Африке, когда исламская цивилизация вошла в тесный контакт с берберийской культурой и еще существовавшими в ту эпоху греко-римской, вестготской и иберийской художественными традициями. «Мосарабский» (искаженное определение от араб. mustarib) относится к стилю, произошедшему от взаимодействия христианской культуры Южной Испании и исламской цивилизации.

Арабо-норманнская архитектура

Южная Италия, перекресток торговых и других экономических и политических интересов, уже пережила глубокое воздействие византийского влияния, превзошедшее исламское в Сицилии. Господство норманнов началось с 1047 г., с завоевания Кампании РобертоДжускардо, который вскоре распространил свою власть и на Сицилию. Государственная прозорливость Роберто, который наследовал трон Руджеро II, Вильгельма I и Вильгельма II, проявилась в том, что, не подавляя предшествующие художественные культуры, он содействовал возникновению нового стиля, который интерпретировал арабский и византийский опыт в свете христианства.

В Палермо, в Капелле Палатина, византийские мозаики гармонируют с полом в стиле космати и с потолком muqarnas, который не имеет ничего общего с подобными произведениями Багдада или Исфахана. Принципиальным отражением этого удачного взаимодействия стал собор в Монреале (о. Сицилия), где перекрещивающиеся в апсидной зоне арки украшены глазурованной керамикой. Исламское влияние в Южной Италии продержалось дольше норманнского господства. Показательны примеры Райского дворика в Амальфи и колокольни Гаэты, напоминающей минареты Марокко. Другие районы и города Италии также несут отпечаток очарования арабской цивилизации, особенно морская республика Пиза.

Мавританская и мосарабская архитектура

В Испании «сплав» разнообразных стилистических традиций проявился изначально под господством династии Альморавидов (1056-1147), затем во времена Альмохадов (1130-1269), которые контролировали Испанию и Южную Африку (Марокко, Тунис, Алжир). Этот особенный художественный стиль очаровывает нас: помимо знаменитой Альгамбры близ Гранады и в нервюрном куполе мечети в Тлемсене, в Алжире. Мосарабский стиль, переживший период Реконкисты, великолепно проявился в соборе в Толедо и в Большой мечети Кордовы в Андалусии — одном из самых грандиозных памятников архитектуры всех времен.