Этнографические культуры

Крит и Микены

Крит и Микены
2.6, 5 голос.

7Преемственность и двойственность: такую характеристику можно дать этим культурам.

Доминирование Микен распространилось на Крите в XV-XIII вв., но минойская культура исчезла, смешавшись перед этим с культурой завоевателей, которая, среди прочего, переняла у критцев новые технологии ювелирного ремесла и технику живописи.

Минойская цивилизация

Хронология развития критской культуры берет начало на последней фазе неолита (2900 г. до н. э.) и завершается концом бронзового века (1200 г. до н. э.). На протяжении этого периода наибольшего расцвета Крит достиг в 2000-1500 гг., когда получила развитие «дворцовая» цивилизация, названная так из-за грандиозных архитектурных комплексов, которые составляли сердце городов-государств (упомянуты Гомером в «Илиаде»). Определение «минойский» было предложено английским археологом Артуром Эвансом, которому мы обязаны открытием Кносса входе раскопок 1900 г. В этом термине читается намек на мифического царя Миноса и его лабиринт, построенный Дедалом, персонажем, которого результаты последних исследований определили скорее не как героя легенд, а как первого великого архитектора древности. Помимо значительных комплексов, рассеянных по всей территории острова, минойская архитектура знала и малые формы, представленные отдельными домами, от которых сохранились редкие, но показательные остатки. Самым древним является поздненеолитический дом в Закро, удивительный план которого в форме буквы G напоминает лабиринт в миниатюре.

Идеи высоты, цвета и декора, разнообразно применявшихся в жилищах, отражены на некоторых керамических плитках, обнаруженных на уровне «полуподвальных этажей» Кносского дворца. Как распределялись помещения, можно проследить на моделях в терракоте и по результатам многочисленных раскопок. Об уровне архитектурной культуры Крита свидетельствуют остатки терракотового трубопровода с муфтовыми соединениями.

Микенская цивилизация

Цивилизация получила название по главному городу — Микенам, древней столице Греции и городу Агамемнона, легендарного царя из «Илиады», предводителя греческого войска в Троянской войне. Гомер называл Микены Акеи, Данаи или Агривий. Это говорит о том, что греки знали о своих истоках опосредованно. В 1876 г. благодаря исследованиям Генриха Шлимана стало возможным прояснить достоверность рассказов Гомера.

Всего за одиннадцать недель раскопок были открыты царские гробницы (и найдены великолепные предметы домашнего обихода), которые, как мы знаем сегодня, относились к царской династии, существовавшей, по крайней мере, за триста лет до Троянской войны. Сейчас известно, что эта цивилизация была распространена в континентальной Греции, на островах Эгейского моря и на центрально-восточном побережье Средиземноморья.

Золотые Микены

«Золотые Микены», как писал Гомер, были возведены на холме на северо-западной оконечности равнины Арго. На вершине высился Акрополь (высотой 278 м), окруженный циклопической стеной. Окруженный крепостными стенами Тиринф стоял обособленно на вершине холма и напоминал настоящую крепость, вход в которую лежал через монументальные ворота, из которых сохранились знаменитые Врата Львов, прилегающие к западному бастиону. В центре холма располагался дворец, сердцем которого являлся мегарон: зал с очагом в центре, опирающийся на четыре колонны и предваряемый входным вестибюлем и арочной галереей. Структура, даже в уменьшенном масштабе, в минойском дворце играла туже роль центрального внутреннего двора. Подобна критским и гробница-толос, состоящая из округлой камеры, куда ведет длинный коридор (дромос). В Микенах существовали также круглые гробницы, которые Шлиман по ошибке принял за погребения Агамемнона и его приближенных.