Этнографические культуры

Неолитические поселения и этнографические культуры

Неолитические поселения и этнографические культуры
4.2, 6 голос.

1Архитектура может считаться «большой книгой рода человеческого». Виктор Гюго писал, что за шесть тысяч лет, начиная от самой древней индийской пагоды и кончая Кёльнским собором, архитектура стала великой летописью цивилизации, и очевидно, что не только каждый символ, но и каждая человеческая мысль нашли отдельную страницу в этой необъятной книге памятников. Невозможно более емко определить значение архитектуры: отражение чувств (политических, религиозных или чисто эстетических), исходящих из сердца, но их грандиозность и мощь всеобъемлюще выражают задачи и стремления целых поколений.

Архитектура — это необъятная книга в камне, «написанная» усилиями и упорством маленьких людей, настойчиво и непрестанно конструирующих гиганта, который вмещает и представляет их всех и в грядущих веках. Нижеследующие страницы рассказывают о наиболее значимых памятниках разных эпох и стран, о творениях великих зодчих, составивших славу истории архитектуры. В этой связи нелишне напомнить, что личность архитектора, обособленного гения, творящего шедевры, — это лишь одна из многих граней возможного. Форма сооружения может отражать также мировоззрение целых народов. Особенно это относится к древнейшим временам, когда отсутствие документальных свидетельств затрудняет установить, кто являлся автором первоначальной идеи. Чем ближе мы оказываемся к современной эпохе, тем более рельефно выделяется личность архитектора: лишь от него безоговорочно зависит процесс проектирования и выбор стиля.

В своем трактате об архитектуре Витрувий установил взаимосвязь рождения архитектуры с истоками человеческой цивилизации. В действительности очень мало известно о переломном периоде между палеолитом и неолитом (8000-3000 гг. до н. э.), который соответствовал переходу от кочевой жизни к полукочевой или оседлой, сопровождающейся развитием сельского хозяйства. В качестве примера приведем кельтеминарскую культуру эпохи неолита (4 тыс. до н. э.), следы которой обнаружены в Приаралье, где жили европеоидные полукочевые охотники и рыболовы. Их коллективные хижины, конической формы и овальные в плане, с отверстием для выхода дыма в верхушке, представляли собой деревянные конструкции, покрытые стерней и хворостом. Эту типологию можно сопоставить с жилищами, до сих пор встречающимися в различных цивилизациях.

Этнографические контексты

Идею древнейшего жилища шире могут продемонстрировать этнографические культуры, то есть те народы, которые из поколения в поколение передают свои обычаи. Окружающая их среда сегодня все более подвергается опасности, исходящей от западной цивилизации, стремящейся любой ценой к экономическому освоению все более обширных территорий. Стоит напомнить обычаи некоторых из этих народов, подверженных сегодня риску радикальных изменений (или уже их испытавших). Эскимосы, также известные как иннуиты («люди»; этническая кочевая общность загадочного происхождения, которая из Азии, минуя Берингово море, достигла берегов Сибири, Аляски и Гренландии), отличаются от других оседлых народов своими постройками иглу, которые могут противостоять внушающим страх вьюгам и полярным температурам. Иглу (полусферической формы, с полукруглым входом и отверстием для вентилирования и выхода дыма) полностью состоит из блоков льда и используется в период охоты и рыбалки. Вдоль южного и северо-западного побережий Гренландии, где отсутствуют деревья, традиционно дома строились из камня, облицованного мхом. Лишь после прихода христианских колонизаторов здания, часто нависающие над скалами подобно палафитам, стали строить с применением бочарной клепки из дерева. Иннуиты Берингова пролива жили также в свайных домах, покрытых шкурами моржа. Свайные постройки распространены и сегодня среди многочисленных народностей, причем их типологии отличаются разнообразием. Среди различных форм жилищ, характерных для жарких районов, упомянем купольные хижины, типичные для южноафриканских краалей. Впрочем, повсеместно в Центральной и Южной Африке распространены и хижины цилиндрической формы с конической крышей или удлиненной формы с плоской либо покатой крышей.

Стонхендж

В древнейшие времена существовали и монументальные сооружения в первую очередь культового назначения. Свидетельством тому является Стонхендж, расположенный на юге Англии (самые древние кромлехи датируются второй половиной 3 тыс. до н. э.). Мегалитический комплекс (древнейшая обсерватория или культовое сооружение?) имеет форму концентрических кругов (кромлехи), состоящих из каменных плит, врытых в землю и завершенных системой трилитиев. Эти гигантские блоки высотой от 4 м (составляющие окружность, соответствующую более позднему периоду — II тыс. до н. э.) до 8 м образованы обработанными каменными монолитами, соединенными зубом, напоминая конструкцию архитрава.

Пуэбло

Процесс перехода от охоты и собирательства к сельскому хозяйству можно проследить на примере деревень пуэбло (букв, «народ», или «деревня»), расположенных среди прерий и плоскогорий Аризоны и Нью-Мексико. Кубические дома, возвышающиеся среди скал каньона, окружают kiva — священные строения, куда, как считается, приходят отдыхать духи.