Этнографические культуры

Пирамиды

Пирамиды
Оценить статью

3Слово «пирамида», этимология которого неясна, возможно, происходит от греческого руг из-за формы вершины, напоминающей пламя. Пирамиды являлись гробницами царского ранга, характеризующимися строгой геометрической формой с квадратным основанием и четырьмя гранями, сходящимися кверху.

От мастабы к пирамиде

Пирамиду фараона принято считать монументальным развитием мастабы, погребального сооружения египетской знати, распространенного в Древнем Царстве (2850-2230 гг. до н. э.). Форма этой гробницы в виде низкой усеченной пирамиды с вытянутым прямоугольным основанием напоминает скамью (mastaba — «каменная скамья»). Она представляет собой могильный холм, сложенный из камня или кирпича-сырца, обычно с двумя входами, расположенными на длинных сторонах и ведущих в подземный погребальный колодец и погребальную камеру. Снаружи на восточной стороне изначально находились алтари для жертвоприношений, которые позже трансформировались в камеру того же назначения. Затем появились другие помещения, напоминающие структуры повседневной жизни, коридоры и комнаты, украшенные рельефами и росписями. Богатая иконография декора этих помещений отображает сцены каждодневной жизни или картины путешествия покойного в потустороннем мире. Предположительно, пирамиды появились путем воображаемого наложения этих гробниц друг на друга. Другими словами, гробница фараона суммирует символическое значение, приумножая его в сравнении с мастабой. Размещение одной мастабы на другой (верхняя всегда была меньше предыдущей) привело к возникновению таких ступенчатых пирамид, как пирамида Джосера.

Характеристики

Известная нам форма пирамиды появилась позже за счет заполнения минимального расстояния между ступенями. В отличие от масштабы, в пирамиде были не только подземные погребальные камеры; по крайней мере, главные из них находились внутри пирамиды, а к ним вели длинные и узкие коридоры. Погребальные камеры представляли для древних зодчих первый опыт строительства разно уровневых помещений. Камера, в которой хранились останки фараона, находилась в центре пирамиды таким образом, что вокруг нее распределялся вес большей части монумента. Плоские или в виде перевернутой буквы У потолки, расположенные подобно разгрузочной псевдоарке, выполняли задачу перераспределения безмерной тяжести, которая давила на покрытие пустого помещения.

Судьба пирамиды

Возрождение, открыв для себя египетскую культуру, наделило пирамиду символикой вечности, что она сохранила и в эпоху неоклассицизма. В современной архитектуре пирамида утратила подобное значение, но предоставила почву для новых идей, как в использовании материалов, так и в своей функции.