Архитекторы России

Церковь Ветей

Церковь Ветей
Оценить статью

72В архитектуре того периода, когда готическое искусство уже полностью вступает в свои права, контрфорс это уже настоящий контрфорс, который не стремится спрятаться за формой, заимствованной у античной архитектуры. У нас есть чудесный пример первоначального готического контрфорса в апсиде церкви Ветей возле Манта.

Мы приводим эти контрфорсы и их план на уровне внешнего прохода, который тянется под окнами по всему периметру апсиды.

Без сомнения, здесь архитектор хотел противопоставить кривой распора арок свода косой упор, устойчивый за счет своей массы и профиля, состоящего из последовательности выступов.

Однако архитектор не подумал о том, чтобы нейтрализовать наклонный распор путем вертикальной нагрузки.

Вскоре заметили, что эти откосы размываются дождевыми водами, спадающими каскадом с одного уступа на другой и что нет необходимости придавать контрфорсам большую ширину, поскольку результирующая распора действовала только по их оси, и достаточно было обеспечить им устойчивость при помощи ширины, пропорциональной их высоте, рассматривая их в качестве частей стен.

Контрфорсы апсидальных капелл собора в Ле-Мане, построенного к 1220 году, сохраняя принцип строительства, принятый в Ветей, уже, тем не менее, значительно усовершенствованы.

Эти контрфорсы выступают над каждым откосом, и теперь они увенчаны желобами водосточных труб, которые отводят дождевые воды с крыши далеко за пределы верхних выступов.

Нужно сказать, что эти капеллы построены на склоне холма, и контрфорсам необходимо было придать значительную ширину, чтобы поддерживать конструкцию, внутреннее основание которой было приподнято приблизительно на пять метров над внешним основанием.

К середине XIII века архитекторы окончательно отказались от уступов.

Они стали возводить контрфорсы вертикально на боковых сторонах, кроме расширения у основания, делая выступы лишь на несколько сантиметров по передней стороне над каждым карнизом или водосточным желобом, который оберегал облицовку этих сторон на разной высоте.

Именно так были построены контрфорсы Сент-Шапель дю Пале в Париже и контрфорсы апсидальных капелл собора в Амьене.

Поскольку контрфорсы сохраняли на своей вершине выступ, практически равный их выступу на уровне основания, возникла идея увенчать их карнизом, который служил водосточным желобом, и разместить на выступающих углах или в центре этого карниза водостоки, которые благодаря такому положению отводили дождевые воды далеко от поверхности стен.

Над карнизом возвели пинакли, которые, за счет своего веса, увеличивали устойчивость контрфорсов.

Поскольку в конце XIII века конструкция постепенно облегчалась, архитекторы, бесконечно изыскивая способы уменьшить объем материалов, но сохраняя при этом устойчивость своей постройки за счет вертикальной нагрузки, часто могли возводить свои контрфорсы лишь до точки распора сводов.

На этих выступающих опорах они устанавливали пинакли, не связанные с конструкцией, служащие лишь нагрузкой подпирающей части опор.

Один из прекраснейших примеров такого рода построения можно встретить вокруг апсидальных капелл собора в городе Сеез (конец XII века).

Таким образом, этот пинакль нагружает контрфорс, служит опорой для водосточной трубы, поддерживает выступающий угол балюстрады, не имеет тяжелого вида контрфорса, поднимающегося от начала до карниза, и служит переходом между массивными нижними частями и легкостью венчающих частей сооружения, придавая закрытость выступающим углам капелл.