Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Ацабу-Юбан-билдинг

Ацабу-Юбан-билдинг
Оценить статью

Antwerp Port AuthorityТокио, Япония, 1986-1988

Предназначенное для коммерческого использования, новое здание расположено в гуще беспорядочного, складывавшегося десятилетиями строительного нагромождения вблизи делового центра Раппонжи. Невероятный участок 4 х 16 м вклинивается между существующими строениями. Впечатление острого и чистого стеклянного лезвия, вонзившегося в строительный хаос. Отработанная в Берлине концепция сжатого сэндвича развивается и в токийских проектах, позволяя не только решать функциональные задачи — расширяются и диапазон, и мера экспрессии пространственных решений. Функции спрессовываются в локальные пространства, во взаимодействиях которых выявляется характерность каждого. По мере внедрения в объем здания изгибающаяся входная рампа раскрывает различные ракурсы внутреннего пространства, равно как и вертикаль шахты открытой лестничной клетки — с промежуточных междуэтажных площадок и специально запроектированных «щедрых» видовых балконов. Рампа приводит в скромное, но, по условиям объекта, представительное пространство лобби высотой в три этажа, длиной 12 и шириной 2,5 м. Впечатляющие приметы архитектуры. Металлическая пластина высотой в 40 м рассекает пространство по вертикали и наискось. Железобетонная стена с «подобными ювелирным украшениям прорезями окон» остро очерчивает границы и оборачивается вокруг лифтового узла в самой глубине здания. «Ландшафт нижних уровней» формируется пересечением рамп полов и поддерживающих платформ, стремительные колонны вонзаются в основание, контрастны сочетания голубых и золотых мозаичных плиток. По вертикали пространство членится фильтрующими свет вставками синего стекла уличного фасада. Вместе с прозрачными навесными стенами они воспринимаются как своего рода хрустальные боксы в уровне каждого этажа. Над входом далеко вынесен прозрачный козырек-навес. Железобетонные плиты перекрытий выступают наружу вертикальным ритмом козырьков, консольные выносы которых растут от этажа к этажу — вплоть до венчающего здание «летящего» навеса крыши, осеняющего городское пространство. Подобные работы второй половины 1980-х критика относит к этапу «бурного жестикулирования». Это пики деконструктивистских увлечений Хадид.