Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Большая мечеть в Страсбурге

Большая мечеть в Страсбурге
Оценить статью

472887_600Страсбург, Франция, 2000

Хадид считает пространственную обусловленность расположения новой мечети важнее индивидуальных особенностей ее архитектуры. Волнообразная динамика объема возникает на пересечении излучины реки и оси молений «квибла». В проекте изобретательно разделены в пространстве мирские и религиозные функции. Первые осуществляются в уровне земли — непосредственно с улицей связаны входной зал, аудитория, трапезная, демонстрационные помещения. Особое внимание уделено традиционным в исламской архитектуре промежуточным пространствам, составляющим ритуальную входную зону. Собственно мечеть, как нетревожимое воплощение веры, и традиционный двор перед ней подняты над основанием, отделены от окружающей суеты урбанистического контекста и трактованы вознесенным над городом священным местом. Двор как буферная, промежуточная зона между внешним и внутренним мирами связан с нижним уровнем и является традиционной зоной отключения, углубления в себя и размышлений перед входом в само пространство молений. Конфигурация зала мечети предопределяет расположение рядов молящихся с их ориентацией на Мекку. Во дворе предусмотрены дополнительные пространства для молящихся, когда в праздники мечеть не вмещает всех верующих.

Решительное реформирование традиционной структуры мечети продолжено выделением отдельного зала для молений женщин — в противоположность обычному выделению второстепенной галереи. В этом ходе прорывается внутренне мучающий Хадид вопрос о дискриминации женщин. Она открыто пишет, что такое обогащение планировочной организации мечети отражает реальную лепту женщин в благоустроение мусульманской жизни, начиная с самых ранних ступеней ислама.

Водные дорожки пересекают план нижнего уровня и двора, тихое журчание воды способствует самоуглублению. Геометризм исламского орнамента всегда служил скрытым от поверхностных взглядов средством гармонизации и пропорционирования пространства. Как пишет Хадид, «…метафоры традиционной каллиграфии» проступают в текучих линиях основных архитектурных структур- арок, в разрезах здания. Затейливые написания шрифтов непосредственно воспроизведены в мозаиках и стилизованных украшениях стен стихами из Корана. Специально разработаны особые эффекты света и звука. Главный зал освещается через зазоры между несущими арками структуры. Они создают снаружи энергичную ребристость, как бы «расчесанность» огромной волны свода. Внутри изгибающаяся ребристая поверхность покрытия дополнительно напрягается пересечениями в пространстве горизонтальных тяжей. Щели в полу мечети дают свету и звуку наполнять нижнюю зону, как бы дематериализуя в восприятии объем наверху.

В целом предложено радикально-обновительное решение традиционной типологии сакральной архитектуры.