Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Медиа-парк в Германии

48Дюссельдорф, Германия, 1989-1993

Застройка и обустройство этого знаменитого открытого на Рейн пространства дает импульс преобразованию всей территории старого дюссельдорфского порта в новую зону деловой активности. Программа для всего ареала нацелена на развертывание коммуникационного бизнеса и связанных с ним творческих профессий. Офисы, студии и ателье размещаются среди сети магазинов, ресторанов, предприятий культуры и досуга. Это ключ всей стратегии обновления и преобразования ареала.

Фокусом ареала является река. Она будет оживлена спортом и специфической активностью досуга и отдыха. Вся система реализации проектной стратегии разворачивается в обширном искусственно смоделированном ландшафте. Один из его главных акцентов — обширный травяной клин, ориентированный на реку и служащий дальнейшему расширению этой наиболее оживленной и активной зоны ареала. Вся она прикрыта со стороны города мощным параллельным реке горизонтальным блоком длиной 90 м, названным Хадид Стеной офисов. Монолитно-бетонная плоскостная и оживляемая лишь отдельными узкими прорезями-проемами в сторону города, со стороны реки Стена активно артикулирована выступами этажей. Величины их консольных выносов и глубина западов варьируются в соответствии с функциями того или иного этажа. От реки к Стене устремляется сквозь весь участок огромный металлический треугольник, пересекающий ее своей плоскостью и взламывающий, чтобы сформировать входную рампу с улицы и наклонную площадь-плазу внизу.

Комплекс рекламных агентств несравненно активнее фраг-ментирован и представлен тесно сжатой группой блоков-пластин, корпусов, перпендикулярных реке и городу. По контрасту со Стеной они почти сплошь стеклянные — поэтажные навесные стены тройного остекления. Корпуса типичны для Хадид своей нестандартной формой, оригинальны в плане и в своих поистине драматичных сочетаниях — варьировании высот, направлений, степени сближений, примыканий, врезок друг в друга. Хадид трактует этот комплекс, группу агентств как некое виртуальное столкновение с бетонным монолитом стены, результатом которого явились стеклянные брызги-осколки, застывшие в эти сложно сочлененные прозрачные корпуса. Там, где косые плоскости корпусов пересекаются, а объемы сливаются, формируются пространства выставочных и конференц-залов. Группы лифтов и обслуживающих коммуникационных устройств вынесены в отдельные вертикальные блоки-шахты, чтобы обеспечить непрерывность восприятия постоянно меняющихся сочетаний корпусов, виды на и сквозь них.

Входная зона всего комплекса — между Стеной офисов и группой рекламных агентств. Это минималистский стеклянный блок, как бы продолжающий линию Стены и обостряющий контрастность группы агентств, в близком соседстве с ее (этой группы) тяжелыми пластически трактованными опорами и переходными треугольниками несущих структур ближайших корпусов. Большая круглящаяся лестница ведет с уровня основания к главной аудитории, прорываясь сквозь «подбрюшье» мощной нависающей и выстреливающей куда-то вбок перекошенной пластины.

Плоскости основания с двух сторон входного блока разверзаются поперечными «трещинами», в их зияниях обнаруживаются система дизайн-ателье с одной стороны и магазины и рестораны — с другой. Под землей расположен и компактный блок технических устройств. Часть его возвышается над землей в виде плоскости, которая заворачивается, формируя пространство кинотеатра на 320 мест.

Проект относят к числу наиболее плодоносящих. Сама Хадид высоко оценивает остроту форм, пространственное богатство, находки, равно как и загадки этого проекта, и считает, что именно из него вырос проект кардиффского оперного театра — также у воды, с динамическими сочетаниями разнородных объемов, разомкнутой композицией, наклонной пересекающей пространство рампой, плазой внизу. Проект выделяется своей подачей. Эталонной считалась графика Пик-клуба, затем — Кардиффа, но на мой взгляд, подача дюссельдорфского проекта в числе самых впечатляющих.