Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Национальная библиотека Квебека

Национальная библиотека Квебека
Оценить статью

MnbaqМонреаль, Канада, 2000.

Функции современной библиотеки простираются от узко специализированной работы с антикварной и редкой книгой до круглосуточного обслуживания широкой публики. Задача состояла в локализации соответствующих пространственных образований и развертывании многоступенной системы их взаимодействий, что, собственно, и обеспечивает нормальное функционирование библиотеки. Дифференциация, последовательное выстраивание и соизмеримость всех этих «локальностей» с физическими и психическими параметрами человека преодолевают атмосферу отчужденности и чувство потерянности, обычно возникающие в крупных публичных институциях. Человек легко ориентируется в непосредственном окружении и не теряет представления о месте своего пребывания в масштабах всего здания.

Главным стержнем решения является протяженная виста — насквозь проходящее скошенными уступами направляющее пространство, от которого последовательно, боковыми ветвями отходят подчиненные направления и пространства различных отраслей человеческого знания, сосредоточенные в многочисленных коллекциях библиотеки. Ветвление происходит согласно логике последовательной дифференциации дисциплин — выстраивается своего рода древо познания. Смысловые разделения идут от общего к частному по двоичной системе, но в трех измерениях пространства. За новостной библиотекой и отделом справок следуют направления гуманитарное и искусств, с одной стороны, и точных наук, с другой. Каждое из этих двух основных направлений имеет собственные корни и ствол в нижнем уровне и разветвляется вверх подобно двум переплетающимся деревьям. Гуманитарное направление раздваивается на историю и социальные науки, с одной стороны, и искусства, включая литературу и музыку, с другой. В свою очередь общенаучное направление разделяется на естественные науки и прикладные, или технологии. И так далее. Возникает многомерная система пересечений, продольных примыканий, пространственных наложений, отражающих переплетения смыслов. Так, экономика становится актуальным полем пересечения гуманитарных и технических наук. Сеть многообразных направлений открыта для заинтересованного перебора вариантов, в то время как основные разделения выступают магистралями ориентации в масштабе всего комплекса.

Картина может быть уподоблена системе вен и сосудов, бороздящих тело. Различной значимости и сечения каналы идут параллельными пучками и обходными отводами по диагоналям, заворотами и петлями, в плоскости и пространстве — в строгой иерархии главного и второстепенного. Внутри пространств, которые эрозия каналов-путей обходит, размещаются профильные коллекции библиотек и читальные залы. Ареалы коллекций трактованы как террасированные долины, по склонам которых уступами размещены книги, а в середине — зоны для чтения. Террасирование обеспечивает дифференциацию пространств и облегчает ориентацию. Кардинально для библиотек значение тишины. Выделяются акустически дифференцированные зоны. Полосы и участки оживленного общения огибают стороной места углубленных занятий. Предусматриваются и специальные акустические мероприятия. Основной материал в интерьерах — дерево, дающее ощущение интимности и покоя. Читательские помещения верхних уровней обеспечиваются естественным светом, разумеется, фильтрованным.

Общее строение архитектурных масс внутри и снаружи библиотеки подчинено «принципу подсечек»: расчерченные горизонталями нависающие или уходящие внутрь скосы и углубления уподоблены своей общей формой подмытому берегу или нависающим кручам скал. Активно рельефная горизонтальная разлиновка массивов выявляет или, как минимум, символизирует протяженные пучки ходов-каналов в теле здания. Именно по принципу обратных склонов и подсечек сформированы эффектно представительные пространства входного зала и фойе, сразу же дающие представление о протяженных продольных и диагонально поворачивающих путях и пространственно наслоенных уровнях библиотеки. Сильное и в целом необычное впечатление производит гигантская платформа-подиум со скульптурно вырезаным в горизонтальной плоскости квази-ландшафтом уклонов, лестниц, бассейнов, зон отдыха и общения. Но главное, конечно, — выделеные цветом в своей рельефной объемности лежащие на платформе мощные горизонтально расчерченные массы, пласты, организованные внутри артериями продольных ходов, диагонально сдвигающихся параллельно самим себе — в том же направлении — или уступчато заворачивающих обратно, разветвляясь по ходу и устремляясь дальше в общем согласованном движении.

Существует мнение, что столь важная здесь горизонтальная расчерченность масс, многократно напрягающая устремленность архитектуры, есть результат сотрудничества с Патриком Шумахером, выступившим в конкурсе соавтором. Полагаю, однако, что это не совсем так, и само по себе присутствие или отсутствие Шумахера ни о чем не говорит. Он был соавтором и в других ярко отмеченных этой расчерченностью проектах, например, для Рима  или Лейпцига. Но он не присутствовал в проектах страсбургской мечети или Эро-центра для Монпелье , который, невзирая на большую свою объемистость и массивность, непосредственно подхватывает мотивы монреальского проекта. Эта характерная творческая линия издавна и на разные лады разрабатывается Хадид и восходит, среди прочего, к природным ассоциациям типа водорослей, всей массой колеблемых медленным током воды.