Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Научный центр в Германии

Научный центр в Германии
Оценить статью

4phaenoВольфсбург, Германия, 1999-2006.

Своего рода идейную установку проекта Хадид формулирует, что называется, в первых строках. Поскольку такого рода Центр является в Германии первым, он «задуман исполненным тайной и возбуждающим своей непостижимостью любопытство и исследовательский интерес». Вместе с тем все неукоснительно подчинено некой собственной логике, особой системе внутренней упорядоченности и внешних контекстуальных связей. Включенное в цепь важных культурных объектов, построенных в свое время Аалто, Шаруном, Швегером, новое здание строится на стыке и выступает решающим звеном связи северных фрагментов внутреннего (исторического) города и вновь развиваемого урбанистического образования — Автограда Фольксвагена, — замыкая своим объемом ключевую перспективу Банхофштрассе. Укрупненный масштаб отвечает градостроительной роли объекта и его фактическому архитектурному окружению. Тем не менее динамически скомпонованная массивность блока в нижнем его ярусе активно размывается, масса становится пористой, проницаемой ходами в направлении основных градостроительных осей территории. Со стороны вокзала нижний уровень вообще уходит внутрь глубокой лоджией с внутренними разветвлениями, воспринимаемой снаружи горизонтальной щелью в общем массиве объема. Внутренние ходы- пространства-связи, обусловленные градостроительными ориентирами, усиливают «впаянность» в контекст и роль объекта в качестве пространственной связки фрагментов города.

«В проекте реализована необычайная волюметрическая (объемная) структурная логика. Горизонтальные плоскости не наслаиваются друг на друга этажами. В то же время это и не огромный цельный контейнер с единой — из края в край — крышей. Мощный объем верхнего яруса поддерживается и структурируется серией необычных объемных опор». Эти опоры в плане напоминают скошеные треугольники с обтекаемыми углами, а в объеме воронкообразные, как бы перевернутые узкой частью вниз конусы. Эти действительно необычные опоры, развивающие идеи проекта для Граца, пронизывают здание, начиная с подвала, и широко раскрываются своими раструбами в пространство верхнего уровня с его главными экспозиционными помещениями. Условно треугольные планы опор определены, с одной стороны, градостроительно обусловленными направлениями ходов нижнего уровня, а с другой стороны — их собственным функциональным использованием: некоторые из них — входы наверх, в иные обслуживающие помещения типа кафе, небольших магазинов, еще три слились вместе, составив дополнительный выставочный зал внизу. Хадид очарована струящимися между опорами пространствами нижнего уровня, считает их подобием «лунного ландшафта», неизменно показывает на выставках огромные фотографии их продвинутой реализации. Как «ходы червей», пересекающиеся и соединяющиеся, пронизывают они массив здания, и как в толще грунта сплавляются до неразличимости представлений о внешних и внутренних поверхностях и контурах — одно переходит в другое.