Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Оперный театр в Кардиффской бухте

Оперный театр в Кардиффской бухте
Оценить статью

Heydar-Aliyev-Centre-United-Kingdom-Zaha-Hadid-ArchitectsКардифф, Уэльс, Великобритания, 1994-1996.

Проект имел цель, как формулировала автор, одновременно воплотить две обычно противостоящие урбанистические парадигмы — монументальности и пространственности, — и развивался как часть предусмотренной генпланом поэтапной обстройки овала Кардиффской бухты. Комплекс театра должен был стать активной вехой в системе всего водного фронта. Двойственное противостояние типично периметрального блока, снаружи работающего на большие градостроительные измерения, локально-изолированного и как бы замкнутого в себе обстроенного внутреннего двора-площади — эта дихотомия разрешалась через непрерывность и слитность пространств двух типов — внешнего и внутреннего. Для этого предпринимались три друг друга дополняющих шага: во-первых, отрыв от земли и возвышение над основанием корпусов периметральной обстройки, во-вторых — разрыв, раскрытие фрагмента периметра в сторону воды и одновременное максимальное в этом разрыве акцентирование стоящего во дворе объема театрального зала, масштаб и архитектурная разработка которого — как главной градостроительной фигуры, хотя физически и замкнутой кругом внутреннего двора, и, наконец, третье — распространение городского пространства внутрь двора — под периметральными корпусами и по его мягко наклонной плоскости искусственного нового основания, рампы, прикрывающей зону главных входов и фойе в уровне земли. Внутренняя площадь-двор рассекается этой рампой по диагонали, естественная горизонтальная и вновь созданная наклонная плоскости взаимодействуют, как определяла Хадид, «по принципу пряжки». Уклон плоскости, кроме всего прочего, дает возможность проводить представления на открытом воздухе, раскрывая с повышенных отметок особые виды на бухту и залив в целом.

Структура всего комплекса базируется на архитектурном выражении иерархии обслуживаемых и обслуживающих элементов (принцип Л. Кана). Прежде всего зал, а также иные общественные и полуобщественные пространства, включая исполнительские и репетиционные, активно выделяются «как драгоценные камни» архитектурными средствами в общей цепи рационально упорядоченных обслуживающих помещений. Затем эта цепь заворачивается по периметру участка по типу вывернутого внутрь ожерелья, колье, когда все украшения и, прежде всего, главное из них — зал — оказываются внутри обращенными друг к другу и видными в разрыве периметра. Внутреннее пространство двора предназначено прежде всего для театральной публики, в то время как входы в обслуживающий периметр организованы снаружи. Пространство двора открыто небу, равно как и зона фойе и входов — из-под козырька рампы. Главный зал и репетиционные студии решительно прорезают наклонную плоскость и стоят на земле — в отличие от корпусов периметра.

Кардиффский проект считается важной вехой и вообще этапным в творчестве Хадид, находясь в числе наиболее плодоносящих, комбинирующих вместе несколько проектных стратегий. Таково и ее собственное мнение. Непосредственным предшественником считает проект в Дюссельдорфе. В Кардиффе изощренность пространственных решений и динамизм форм достигли небывалого ранее уровня. Архитектурная пресса середины 1990-х уделила проекту особое внимание — не исключено, отчасти, из-за его трагической судьбы — проект был фактически отнят у Хадид.