Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Павильон международных садовых выставок

Павильон международных садовых выставок
Оценить статью

Serpentine-Sackler-Gallery-1Вайль-ам-Райн, Германия, 1999. С П. Шумахером и М. Бёрле

Скромная по размерам постройка составляет тем не менее определенную веху в творчестве архитектора и является одним из первых, если не первым, объектом, где ясно представлены черты пространственной флюидности и мягкости перетеканий, бесшовных смыканий и слияний форм, что станет впоследствии определяющей тенденцией архитектуры Хадид. «Пучок пространств» павильона впитывает в себя и выражает вовне самую суть раскрепощающих особенностей садового ландшафта, единящего человека с природой. Архитектура перестает быть изолированным контейнером в природе, неизбежно ей противостоящим, и демонстрирует противоположную позицию. Она буквально вытекает и опять растворяется в окружающем ландшафте. Геометрии как бы волнами выплывают из него, переходя в утопленную в грунте террасу, срезанный склон и вливающуюся дорожку, которая есть лишь один из контуров, сходящих каскадами сверху, с обреза крыши, который, в свою очередь, тоже есть дорожка поверху. Постройка «незаметно возникает из окружения — спутанности тропинок, откосов, перепадов рельефа, оставляя посетителю самому определять, где кончается одно и начинается другое». Даже план основания теряет свою субстанциональность — он размывается в умножающихся пространственных уровнях — дорожка, изгибающаяся поверх здания и вместе с ним, и терраса, вынутая в грунте, делают смутным само понятие основания. Многообразие естественных флюидностей продолжается и в полностью рукотворном интерьере, смазывая дихотомию интерьер-экстерьер, естественное-искусственное. Контуры и уровни внутри и вне постройки теряют различения и сливаются, мягко переходят один в другой и «покачиваются», составляя в принципе единое целое и в то же время сохраняя особость. Продолжающиеся линии и поверхности — геометрии сложных порядков или вообще негеометричные — прорезают фасады, переходят из природы в интерьер и обратно. Внутри та же свобода контуров и пространств — колонны сбиваются с ряда единой линии в силу сдвигов в уровне пола, отражающих, в свою очередь, или противостоящих сдвигам потолка. Линейная геометрия балки — перехода, переброшенного через пространство главного нефа, многократно изламывается в нарочито замедленной динамике. Результатом является напряженное сжатое пространство, где линии равнений, контуры, ритмы и текстуры сложно сопоставляются друг с другом.