Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Постройка в Вайле-ам-Райн

Постройка в Вайле-ам-Райн
Оценить статью

16408В Вайле-ам-Райн появилась еще одна постройка Хадид — павильон международных садовых выставок, 1997-1999 годы. Здесь снова «пространственный пучок» — несколько как бы сжатых друг с другом коридоров-проходов разной высоты, длины и по-разному внешне выраженных. Архитектура буквально вытекает своими формами из окружающего ландшафта с его мягкими покатостями, изгибами и потом снова в них растворяется. Посетитель идет по садовой дорожке, свободно круглящейся, поднимающейся, и вдруг осознает, что уже вступил в пределы необычного здания, может войти направо или налево, спуститься или подняться на несколько уровней снаружи или внутри. Преобладание горизонтальности, стелющиеся формы, бетон скошенных и изогнутых поверхностей, ленты и плоскости стекла, змеевидный изгиб растянутого плана, террасы и каскады лестниц — внешнее и внутреннее смешивается. В интерьере больше четкости линий, но то же перетекание пространств. На фоне стеклянных стен со стороны на сторону бетонного главного прохода переброшена наискось (чтобы увеличить длину) гипертрофированных размеров балка-переход, прямоугольная в сечении, но дважды изломанная, меняющая направление в вертикальной плоскости. Впечатляющая форма разовьется в дальнейшем в знаменитые «пиранезианские» лестницы Хадид, драматически взмывающие в неохватных интерьерах. Из напряженных внутренних пространств, как бы спрессованных и лучащихся энергией, — вновь наружу, и пологие лестницы сведут на продолжение той самой прихотливой дорожки, мягко уводящей в дали, сады, природу.

Павильон в Вайле «стал звеном в цепи проектов, где предпринимается попытка выявить новую флюидную пространственность через изучение естественных ландшафтных формаций — дельт рек, горных цепей, лесов, пустынь, каньонов, ледниковых сходов, океанов и т.п.». К флюидной — «оплывающей» и «струящейся» — архитектуре Хадид приближалась с разных сторон. Так, наряду с Садовым павильоном, вписанным в пасторальный ландшафт, в сугубо урбанистическом контексте разрабатывался проект развития Виктория и Альберт-музея в Лондоне, 1996 год. Он оригинален тем, что развитие шло не наружу, а внутрь — за счет интенсификации использования разного рода «пустот» — дворов, отслуживших помещений, которых образовалось немало за годы хаотичного разрастания комплекса. Вновь осмысляемые пространства буквально втягивались, вливались в «пустоты» и «щели», что непосредственно отражалось на фасаде, — его стеклянные поверхности вибрировали, как бы засасывались внутрь, и потому меняли очертания в горизонтальном и вертикальном направлениях. Тем не менее именно природные аналогии оказывались в ее проектах всего непосредственней и проще в постижении.

В цитированном выше тексте Хадид также подчеркивает, что наиболее общие и важные характеристики ландшафтных пространств, в отличие от традиционно архитектурных и городских, состоят в множественности и тонкости конкретных особенностей и мягкости их переходов друг в друга (в дальнейшем она назовет такие сочленения «бесшовными»). То, что с привычной архитектурной точки зрения может показаться отсутствием порядка и ясности, на самом деле, считает она, есть более сложное и нюансированное упорядочение. Зоны взаимно проникают, различия скорее смутны и затушеваны, чем фиксированы и четко выявлены. Гибкость и открытость ландшафтных пространств (от понятия — открытая форма) обусловлены избыточной и, в то же время, мягкой артикуляцией. Тогда как архитектура в общем и целом навязывает, разделяет и закрывает, ландшафт открывает, выражает готовность и предлагает. Порядок природы есть в целом порядок более высокого уровня. Тем не менее, акцентирует Хадид, все это не призыв покончить с архитектурой и сдаться на милость природе. Суть в том, чтобы выискивать продуктивные аналогии и использовать их не впрямую (ни в коем случае!), но лишь в качестве побудителя новых форм, «мягких субстанций», адекватных растущей многообразной изменчивости, опять-таки «мягкости» наших жизненных процессов. Таково основное движение к флюидной, струящейся архитектуре.