Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Пожарная станция Витра

Пожарная станция Витра
Оценить статью

03_hadid_01Вайль-ам-Райн, Германия, 1990-1993

Вначале поступил заказ спроектировать и построить пожарное депо в северо-восточной части обширной территории мебельной фабрики фирмы Витра. Заказ вскоре был расширен — необходимо было также разобраться с фиксацией границ этой части территории — ограничивающими стенами и приграничными участками, устроить стоянку и навес для велосипедов сотрудников фирмы, запроектировать специальные площадки и оборудование для упражнений пожарной бригады.

Работа началась с анализа территории фабрики. Ее прямоугольная планировочная геометрия подхватывала линейность примыкающих сельскохозяйственных угодий и виноградников. В то же время интересующий нас северо-восточный угол косо срезался вследствие проходящей поблизости железной дороги, в свою очередь параллельной Рейну. Это отражалось и в особенностях внутренней планировки фабричной территории. Ее главной осью была сквозная аллея, виста, трактованная как благоустроенная ландшафтная зона, начинавшаяся от музея мебели Ф. Гери и главного входа на территорию и идущая справа и вдоль основного производственного корпуса Н. Гримшоу. С другой ее стороны высится монументальный производственный блок А. Сиза с декоративной стальной аркой, сверкающей над дорогой. Далее, под влиянием косого среза территории, эта бесконечно длящаяся планировочная ось резко сдвигается вправо и продолжается параллельно своему прежнему направлению. Вот в этом кармане и решено было разместить пожарную станцию, несколько развернув ее по отношению к оси — навстречу идущему, чтобы воспринимались скользящие ракурсы.

Идеей было расположить скромную по размерам новостройку так, чтобы она не потерялась в окружении существующих монументальных объемов. Для этого она должна была подхватить общий ритм, включиться в общее структурирование пространства оси, прояснить и обострить ее идентичность, особость. «Станция проектировалась изначально не как изолированный объект в пространстве, но как внешнее ограничение и завершение ландшафтной зоны, аллеи, скорее как определяющий пространство элемент, чем просто занимающий в этом пространстве место». Эта активная пространствообразующая позиция реализуется длинным узким зданием, точнее даже, совокупностью как бы заходящих одна за другую параллельных стен, между которыми встраивается функциональная программа объекта. В соответствии с функциональными нуждами стены местами раскрываются, клонятся, расступаются. Их совместный разворот по отношению к оси заставляет пространство динамично обтекать объект. Одновременно этот разворот есть отражение общих контекстуальных особенностей участка, обусловленных срезом угла территории и направлением железной дороги и реки.

Пожарное депо не только маркирует пространство, но и служит своего рода экраном, ширмой, прикрывающей случайные периферийные постройки, не вписывающиеся в имидж фирмы. Здание герметично, замкнуто при фронтальном восприятии, интерьеры просвечивают сквозь стекло лишь с некоторых позиций. Оптимальное восприятие — по касательной, скользящим зрением. Именно с этих точек взмывает к небу знаменитый входной козырек станции, ухватываются расчетливо скошенные, также на козырек «работающие» контуры мощений и газонов. «Когда идешь к станции, глаз ухватывает пожарные машины — огромные, красные. Линии их движения расчерчены на асфальте. Сходным образом будут расчерчены направления ритуальных упражнений пожарников — серия хореографических знаков. Здание в целом как застывшее движение. Оно наполнено напряженной тревогой и выражает готовность в любой момент с быстротой молнии включиться в действие. Стены кажутся скользящими друг за друга, а огромные сдвижные ворота и на самом деле есть движущиеся стены». Здание отлито из изготовлявшегося на месте лицевого бетона. Особое внимание было обращено на четкость всех граней. Исключались всякие дополнительные выступы — даже типа краев кровли или облицовки. По той же причине была принята система безрамного остекления. Ничто не должно было нарушать чистоту призматических форм, сообщающих композиции некую дополнительную абстрактность.

В связи с ликвидацией на фирме собственной пожарной службы все 750 м2 здания стали использоваться как музей стульев.

Постройка пожарной станции имеет кардинальное значение в творчестве Хадид. Прежде всего она в принципе решила давно дискутировавшийся вопрос — реально доказала, что сложные пространственные замыслы архитектора реализуемы. Тем не менее критика встретила новостройку резко неоднозначно. Однако и восторженные сторонники, и непримиримые противники сходились в одном — отношения формы и функции в пожарном депо неоднозначны. Тщательно выведенные из общих контекстных обстоятельств, т.е. соображений внешних, формы здания были практически индифферентны к обстоятельствам внутренним, т.е. к функции. Его отличная служба в качестве музея — прямая тому иллюстрация. И все же пространственная неординарность и динамизм композиции должны быть отнесены к числу ярких достижений. А появление куда более крупных и впечатляющих объектов архитектора не принижает кардинальной роли этого миниатюрного сооружения.