Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Станция Хенхайм-Норд

Станция Хенхайм-Норд
Оценить статью

Dezeen_Zaha_Hadid_Architects_Dubrovnik_Shell01Страсбург, Франция, 1999-2001

В связи с перенасыщением автотранспортом было решено все загородные автомобили оставлять в комфортных условиях на границе города и пересаживаться на внутригородской трамвай специальной линии. Первой с привлечением художников была осуществлена такого рода линия восток-запад с устройством по ходу движения особых инсталляций и т.п. Приглашение Хадид для проектирования северной оконечности второй линии знаменовало расширение художественного подхода и при разработке оси север-юг. Предстояло создать пересадочный узел с остановками трамвая, автобуса, стоянками велосипедов, магазином, туалетами и т.п. и, конечно, стоянку-паркинг на 700 автомобилей.

«Общая концепция проектирования паркинга и станции есть наложение сплетающихся полей и линий, формирующих непрестанно меняющееся целое. Эти «поля» есть паттерны движений, порождаемых машинами, трамваями, велосипедами, пешеходами. Материальный и пространственный переход станции в ландшафт и контекст как бы отражает опосредованно идею смены видов транспорта — машины на трамвай, поезда на трамвай».

Наложение полей и линий, о котором пишет Хадид, проглядывает уже буквально в первых ее эскизах. Чувство трехмерности векторов, продолжает она развивать мысль, усиливается работой в пространстве — внизу контуры подхватываются световыми линиями основания, элементами оборудования и мебели, наверху — прорезями в плоскости покрытия. Увиденные в плане все эти направления и движения сплавляются в единое синхронизированное целое. «Наше намерение состоит в создании энергичного и притягательного пространства с ясно выявленной функцией и движением посредством трехмерной игры света и раскрытий».

Идея, что машины — это постоянно подвижные в пространстве элементы, представлена на поверхности темного асфальта «магнитным полем» параллельных белых линий всей своей множественностью совместно и синхронно меняющих вектор направлений. Эта разлиновка начинается в самом низком месте и мягко поворачивает на юг в соответствии с кривизной границы участка. Каждое место индивидуальной стоянки маркировано «световым шестом». Округло и косо пересекая всю разлиновку темного основания, огромная выкраска — светлая «тень» — крылом ложится на паркинг, графикой своих контуров связывая поле с геометрией собственно станции. Стелящаяся поверхность светящихся оголовков столбов-маркеров выдержана на единой отметке, вне зависимости от уклона территории — еще одно свидетельство взаимодействия статических и динамических факторов на всех уровнях реализации замысла.

«Как целостность трамвайная станция и паркинг представляют собой синтез между землей, светом и пространством. Артикулирование моментов перехода между открытым ландшафтным пространством и публичным пространством открытого интерьера дает надежду на воплощение представлений о «рукотворной природе», стирающей границы естественного и искусственного окружения для улучшения условий городской жизни».