Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

«Тектоник Малевича»

«Тектоник Малевича»
Оценить статью

name_10_07_largeОтель с клубом на мосту. Лондон, Великобритания, 1976-1977. Преддипломный проект

Основы базовых представлений архитектора закладывались в студенческие времена. Архитектура революционного русского авангарда была соблазном, супрематизм Малевича — страстью, которая подхлестывалась неистовыми наставниками — Р. Колхас и Э. Зенгелис сами были фанатами того периода. Проект отеля с врезанной в него развитой клубной программой (это сочетание отзовется потом в Пике) был прямым сколком с архи-тектона «Альфа-5» Малевича. Все 14 уровней комплексного сооружения предполагалось взгромоздить на мосту через Темзу — так началась у Хадид тема обитаемых мостов. Как и положено у Малевича, разного рода и размера призматические конфигурации громоздились друг на друга, стыковались, карабкались по базовому объему, подчиняясь некой своей внутренней логике, не всегда сразу ухватываемой и подчас даже воспринимаемой внешне хаотизмом, но на самом деле развивающей идею супрематического ордера. Свободное развертывание в пространстве развязывало руки архитектору — все сложности задания виртуозно разрешались за счет наращивания или сокращения соответствующих объемов в тех или иных местах и на тех или иных уровнях композиции. Наряду с реализацией функциональной программы, динамичная компоновка решала и вторую стратегическую задачу — контекстуальную. Мост связывал активно освоенный еще в XIX веке северный берег с южным, где доминировала громоздкая архитектура брутализма 1950-х. Группировка объемов гигантской архитектоны учитывала эти особенности. Идеи проекта откликнулись в последующих работах. Универсальная для Хадид тема «тектоника» воплотилась на выставке «Великая утопия» в Гуггенхайм-музее Нью-Йорка. Кульминацией второй линии стал проект обитаемого моста через Темзу. Обращает на себя внимание виртуозная подача — впрочем, это для Хадид общее место и в дальнейшем отмечаться не будет.