Заха Хадид - возрождение Британской архитектуры

Выставка Хадид в Венском музее

Выставка Хадид в Венском музее
Оценить статью

14573Эстетическое, имманентное созданиям Хадид разлито в творчестве и настолько органично, что словесные декларации излишни и практически отсутствуют. «Я этого не могу до конца осознанно объяснить, — говорит она в том же интервью, — но мне удается достичь гораздо большего, если переступить представления, будто все должно создаваться с полностью созвучных позиций, и доказать не меньшую плодотворность позиций, совершенно противостоящих друг другу». Признание чуткого интуитивиста, противницы «мрамора и позолоты», как она заявила в связи с кардиффским оперным театром: «Для меня роскошь в качестве пространства, но оно должно быть щедрым». Главное, иметь ясную пространственную идею, а там уж можно как угодно варьировать, пробовать, изменять. Тем не менее, всегда, по ее словам, «держит в голове, как это будет работать», никогда не оставляет разработку конструкций «на потом». Ценит класс инженерного искусства, много работала с П. Райсом — почти все работы, кроме пожарной станции Витра, с инженерами фирмы Ове Аруп.

Примечательно завершил рецензию на Розенталь-центр журнал «Domus»: здание обнаруживает изобретательность и творческий кураж, которые были бы невозможны без рисунков Хадид, но также не могли быть полностью ими предсказаны. Что здесь важно — отстроенное здание сопоставляется и оценивается примечательной проектной графикой, рисунки автора есть мерило. Необычно, но для творчества Хадид естественно, — загнем палец и еще вернемся к вопросу — он принципиален.

Выставку Хадид 2003 года в венском Музее прикладного искусства (МАК) его директор Петер Ноевер, знающий толк в авангардных начинаниях — сам в 1970-х участник радикального молодежного движения Новой венской школы, — открыл словами: «Предмет искусства — невозможное. Живописец пытается изобразить невидимое, писатель — оживить прошлое, танцор — взлететь… Невозможное в искусстве есть тем не менее правда в философском смысле — нечто, чего еще нет или, по меньшей мере, для нас еще нет, но что художник уже предвосхищает и облекает в форму, в которой новое войдет в жизнь… И в произведениях архитектора Захи Хадид зритель и пользователь все время сталкиваются с такими невозможностями: парящие сооружения, объемы, воспринимаемые как письмена еще не расшифрованного языка, перспективы, световые траектории и пространства, геометрия которых, скорее, связана с квантовой механикой, нежели с Евклидом. Здесь артикулируется новое… Пространственное воображение Захи Хадид уже сегодня стремится предъявить следствия развития и изменения чувственности и способности восприятия, которые большей частью еще дискутируются как далекие горизонты. То, что на экране открывается одновременно много «окон», стало привычным благодаря персональному компьютеру и телевидению. Хадид формирует подобного рода одновременности в трехмерном пространстве… — эта архитектура не столько ограничивает, разграничивает и выделяет, сколько связывает, сшивает, создает подвижные пространства, что дает возможность глазам и ушам эмансипироваться от ног и рук, чтобы все они одновременно могли преследовать собственные цели». Если вдуматься — точное проникновение.